Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Дивный Фалль» Логина Фрикке. К 200-летию со дня рождения художника

Автор:  Яфарова Ирина Ринатовна

Даже самое поверхностное изучение истории искусств обнаруживает, что далеко не всегда истинные таланты получали заслуженное признание современников. Лишь время постепенно расставляло все по местам и воздавало им должное. Вместе с тем, известны случаи, когда фортуна благоволила к своему избраннику с самого начала творческого пути, но милость ее не длилась долго. Так произошло с Логином Христиановичем Фрикке (1820–1893) – живописцем, добившимся успеха в 17 лет, ярко просиявшим на художественном небосклоне, но позднее забытым. 

Фрикке родился в семье обрусевшего немца, в 13 лет был зачислен казенным воспитанником в Академию художеств; обучался по классу пейзажа у знаменитого Максима Воробьева, воспитавшего не одно поколение живописцев. В 1835-м он получил Большую серебряную медаль, через три года – золотую, а с ней – право пенсионерской поездки за рубеж. В Европу Фрикке уезжал в статусе мастера, имя которого было у всех на слуху. Еще бы: всесильный начальник III Отделения Его Императорского Величества Канцелярии, генерал Александр Бенкендорф, следуя рекомендации Совета Академии, пригласил юношу в свое имение Фалль. Художник получил уникальную возможность одним из первых запечатлеть это удивительное место. 

Мыза Кейла-Йоа, расположенная неподалеку от Ревеля (ныне – Таллин), была куплена Бенкендорфом в 1827 году; некоторое время спустя по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера началось строительство усадебного комплекса с господским домом-замком в неоготическом стиле, названном «Фалль» (от немецкого «wasserfall» – «падающая вода»). Одной из главных достопримечательностей мызы являлся водопад. По легенде композитор Алексей Львов в порыве чувствво время первого исполнения официального гимна Российской империи «Боже, Царя храни» бросил в его стремительные воды свою скрипку. 
 
В 1833-м здесь принимали высоких гостей – императора Николая I и его супругу Александру Федоровну. «…После стола Их Императорские Величества изволили с Графом и Графинею и другими гостьми гулять по саду, и в память посещения Своего собственноручно как Императрица так и Император посадили по березке…Государыня сама брала заступ в руки и зарывала дерево, Государь взял одной рукой дерево, посадил его и накидал на корень его 28 лопаток земли…». В имении Бенкендорфов останавливался Федор Тютчев, в начале XX столетия здесь гостила Марина Цветаева. В советское время на территории мызы Григорий Козинцев снимал знаменитого «Гамлета» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Но еще раньше, в 1836 году, сюда прибыл 16-летний Логин Фрикке. 

Юного художника рекомендовали как «хорошего пейзажиста», и он в полной мере оправдал возложенные на него надежды. Мастер создал несколько картин с видами усадьбы: одна из них впоследствии оказалась в Третьяковской галерее, другая (отмеченная Малой серебряной медалью) – в Русском музее. В 1837 году автор повторил последнюю для Академии художеств, оттуда в 1885-м она поступила в Радищевский музей (СГХМ). 

Фрикке усердно оттачивал свое мастерство, из раза в раз прорабатывал ранее усвоенные приемы. Современники отмечали «тщательность <его> рисунка и верную передачу линейной перспективы». На картине из коллекции СГХМ – «Пейзаж. Имение Фалль близ Ревеля» – он изобразил часть живописного парка, окружавшего замок. Светлое небо, густые заросли раскидистых деревьев, неспешное течение реки создают ощущение покоя и настраивают на романтический лад. Вместе с тем, ассиметричная композиция, крутой откос оврага с бредущими фигурками людей, придают сюжету динамичности, подчеркивают «случайность» снятого вида. Художник не подменяет реальный пейзаж, но заметно облагораживает его в соответствии с традициями времени. Скрупулезно выписанные и мастерски скомпонованные детали, условный коричневатый колорит свидетельствуют о прекрасной академической выучке автора.

По возвращении из Фалля Фрикке отправился в заграничное путешествие, в 1847 году получил звание академика живописи; примерно в это же время несколько его картин были приобретены членами императорской семьи, Павлом Третьяковым и другими известными коллекционерами. В течение последующего десятилетия он продолжал работать, но уже не столь успешно: пейзажи автора – эффектные, но немало идеализированные, казались соотечественникам пережитком прошлого и не соответствовали духу нового времени. В 1860-м мастер уехал в Новочеркасск и более не занимался живописью. Несмотря на столь ранний взлет на вершины художественного Олимпа и последовавшее за тем скорое угасание, творчество Фрикке не осталось незамеченным, а его «полнокровное восприятие жизни» оценили по достоинству не только современники, но и потомки. Стремительный расцвет таланта, высокий профессионализм позволили навсегда вписать имя мастера в плеяду славных деятелей культуры первой половины XIX столетия.

Комментарии: 1
0
Ситливая Евгения
"В 1860-м мастер уехал в Новочеркасск и более не занимался живописью".  Живописью он продолжал заниматься, но успеха уже не имел.
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"