Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Данная публикация продолжает цикл статей, посвященных итогам VII научной конференции «К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох»
(Хвалынск. 09-11.08.2013)

Общеизвестно, что выдающийся живописец К.С. Петров-Водкин не одно десятилетие своей жизни посвятил педагогической деятельности. В VII научной конференции «Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох», проходившей в Хвалынске, на родине художника, принимали участие исследователи, которые занимаются изучением творчества его учеников.
Светлана Яковлевна Кагарлицкая, доцент кафедры культурологи МГПУ, кандидат философских наук, подготовила сообщение об ученице К.С. Петрова-Водкина по школе Е.Н. Званцевой – Раисе Ивановне Котович-Борисяк (1895-1923). Светлана Яковлевна рассказала о коротком, но ярком творческом пути художницы, о круге общения, в который входили М.Волошин, В.Иванов, Л.Леонов, С.Копельман, представила её живописные и графические работы, находящиеся в настоящее время в собрании Сербского национального музея и в частных коллекциях в России. Произведения Р.И. Котович-Борисяк, по словам исследовательницы её творчества, – это дневник духовного и душевного состояния художницы с открытым ощущением тревожности и конфликтности окружающего мира, в них звучит идущая от христианской традиции тоска по совершенству, духовной красоте, которую она видела в уходящей натуре и спешила запечатлеть.
Благодаря фотоматериалам, которыми Светлана Яковлевна иллюстрировала свое сообщение, удалось установить, что Р.Котович-Борисяк и К.С. Петров-Водкин встречались на черноморском побережье Кавказа летом 1914 года. В фондах художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина хранится фотография, на которой художник запечатлен с неизвестной доселе спутницей. Фото сделано, безусловно, в тот же день, вероятно, на фоне окрестностей Сочи, что и снимок, хранящийся в семье наследников Р.И. Котович-Борисяк.
Людмила Новомировна Вострецова, старший научный сотрудник отдела рисунка ГРМ, выступила на конференции с докладом о художнике Ю.Ю. Черкесове (1900-1943), занимавшемся в мастерской Петрова-Водкина в Академии художеств в 1918-1921 гг. В собрании ГРМ хранятся иллюстрации Ю.Черкесова к сказке О.Уайльда «Молодой король» и другие его работы. Л.Н. Вострецова обратила внимание в своем выступлении на сложные пространственные построения, которые использует Черкесов в иллюстрациях к сказке Уайльда. Это и отказ от линейной перспективы, и сдвиги форм, наложение изображений, игра масштабов, искривление пространства. Они помогают художнику передать ирреальный характер сюжета. Подобные решения были найдены не без влияния учителя. В иллюстрациях обнаруживаются включенные в композицию учебные принципы мастерской Петрова-Водкина: наклонные плоскости со сложными ракурсами, взгляд на окружающее пространство как на покачнувшееся, примеры раскрытия мира во времени.
Но уже в этих композициях Черкесов, по мнению Л.Н. Вострецовой, предстает не как робкий ученик, он заявляет о себе как об одаренном художнике. Исследователь рассказала и о других работах Черкесова периода учебы у Петрова-Водкина из коллекции ГРМ: хрестоматийных заданиях учителя - «Бегущий мужчина», «Шагнувшая женщина»; «Женском портрете», корреспондирующем со ставившейся перед учениками задачей «Голова на фоне города»; композициях «За разговором», «Женщина с коромыслом» со сферическим пространством, высокой круглящейся линией горизонта, наклонными осями и наиболее близкой принципам учителя работе «За обедом».
Доклад Нины Павловны Голенкевич, старшего научного сотрудника экспозиционно-выставочного отдела Ярославского художественного музея, был посвящен творчеству Алисы Ивановны Порет (1902-1984), учившейся у К.С. Петрова-Водкина в 1921-1925 гг. В начале своего выступления Нина Павловна представила изданную в 2013 году при её участии книгу Алисы Порет «Записки. Рисунки. Воспоминания. Кн. 1» и рассказала о скором выходе второй части мемуаров художницы и о выставке её произведений весной и летом нынешнего года в московской галерее И. Галеева.
>Алиса Ивановна Порет поступила в Академию художеств в августе 1921. В своих воспоминаниях она рассказала о том, что ей пришлось добиваться права заниматься в мастерской Петрова-Водкина, которая была переполнена. Педагог дал ей отдельное задание – написать натюрморт, который спустя много лет был продан на знаменитом аукционе Сотбис.
Н.П. Голенкевич процитировала очень интересный фрагмент воспоминаний А.Порет, посвященный системе преподавания в Академии художеств начала 1920-х годов: «Учили нас в Академии художеств в Ленинграде таким образом.

По понедельникам: Проф. Савинов.
>Во вторник: Пр. Брааз.
Среда: Петров-Водкин.
Четверг: Карев.
Пятница: Николай Радлов.
Суббота: Савинский…
Один и тот же рисунок приходилось переделывать и стирать резинкой до дыр, т.к. указания, сделанные накануне, осмеивались и презрительно отвергались. С живописью было легче, удобнее переписать, но зачет получить было трудно, т.к. все шесть профессоров должны были поставить крестик – в знак того, что работа зачтена, а требовали они все разное…».
После окончания Академии художеств Алиса Порет продолжила занятия в мастерской П. Филонова. Впоследствии она признавалась, что судьба её одарила учителями по-царски. По мнению Н.П. Голенкевич, в некоторых работах художницы, в частности в акварели «Семья Глебовых», можно видеть соединение школы Петрова-Водкина и школы П. Филонова.
А. Порет многие произведения создавала в творческом содружестве с Т.Н. Глебовой. К таким работам относится полотно «Дом в разрезе», представленное в собрании Ярославского художественного музея. Исследователь назвала его одним из самых уникальных, загадочных и емких произведений 20 века, синтезирующим визуальное искусство, литературу, музыку и философию.
К.С. Петров-Водкин в автобиографической повести «Пространство Эвклида», размышляя о годах ученичества, отмечал: «Всякая школа, какая она ни была, - это печь для моей переплавки, и разжигается она моим собственным огнем: руководители только раздувают этот огонь либо гасят его». Художники Р. Котович-Борисяк, Ю. Черкесов, А. Порет, несомненно, обладали «собственным огнем», индивидуальностью, талантом, и им выпало на долю встретиться в начале творческого пути с крупнейшим русским художником, уникальным педагогом и человеком.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений