Выставка иллюстраций к книге А. Наумова «Житие Святого мученика Александра Медема в изложении для детей».

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  • Выставка иллюстраций к книге А. Наумова «Житие Святого мученика Александра Медема в изложении для детей».
13 августа 2013 года в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) открылась выставка иллюстраций к книге А. Наумова «Житие Святого мученика Александра Медема в изложении для детей». Попытка прикоснуться к утраченному национальному Эдему соединила художников и историка. Иллюстрации выполнены пастелью художниками саратовской школы-студии пластического формообразования Заслуженного художника РФ В.А. Мошникова - Е.В. Батраевой, О.Н. Гудковой, С.Н. Золиной, Н.В. Леонтьевой, С.С. Лопуховой. И хотя над книгой работало пять художниц, иллюстрации представляют единый организм: общность мироощущения, ориентация на лучшие образцы книжной графики 1920-1930-х годов стали залогом этой цельности. Все художницы – постоянные лица хвалынских пленэров, на которых в течение 25 лет сложилось общее «тело-чувствилище», материализовавшееся в работе над иллюстрациями. Для них жизнь Александра Медема не абстракция, они неоднократно бывали в имении Медемов, сохранившемся в северной части Хвалынского района. Автор нескольких книг и статей о графе Медеме Алексей Наумов стал инициатором трёх поездок художников в 2006, 2007 и 2008 году на хутор «Александрия». Итогом этих поездок стала выставка «Хвалынская Александрия», экспонировавшаяся в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина в 2008 году. Художницы не понаслышке знали природу Александрии, присутствовали при восстановлении усадебной церкви, поэтому старались показать формирование характера будущего стоика за веру в самой атмосфере русской жизни и красоте окружающей природы. В иллюстрациях чувствуется попытка «не попасть во власть «духа времени» и, насколько возможно, обратиться лицом к «Духу Вечности»». Сами художницы из тех, для кого искусство – средство и путь к Богу, поэтому для них работа над книгой о человеке, пострадавшем за православную веру, стала в какой-то степени послушанием. Житие Александра Медема выступает в этих иллюстрациях не в упрощённом, пресном виде, а в сконцентрированном художественном выражении. Художницы не ставили целью выстраивание вслед за литературным текстом второго сюжетного ряда иллюстраций. Они создали зрительный образ, параллельную графическую реальность – неспешную, пронизанную светом жизнь с крестьянскими буднями и праздниками, с детскими забавами в окружении природы. Эти образы в процессе чтения и рассматривания сливаются с рассказом, давая дополнительные переживания. Это ласковые, одухотворённые рисунки, в которых кроме ясной ритмики фигур и линий присутствие мерного, спокойного дыхания чего-то большого... Мир, созданный художницами - мир доброты, любви и гармонии. Есть в этих работах вдумчивая созерцательность - и, наверное, от этого кажется, что их мир вмещает и травинки, и глубины вселенной. Вот маленький Александр в поле, где пасётся лошадь, а здесь он среди крестьянок, которые вяжут снопы или убирают хлеб на току, вот он с крестьянскими детьми, здесь он гимназист, а вот он, уже сам отец, ведёт своих детей в церковь, а здесь он в камере, незадолго до своей кончины – образ, исполненный глубокой внутренней силы. В этих иллюстрациях художники разрешают те же задачи, которые стоят перед ними в их художественной работе. Поэтому иллюстрации обладают высокой пластической культурой. Форма упрощена и обобщена в силуэте и в конструктивных массах, цвет, если он вводится в отдельные иллюстрации, доведён до 3-4 красок, фон прозрачен, пейзажная среда, если она есть, передана очень лаконично, а порой и фрагментарно или намёком – всё это позволяет сохранять цельность, условность книжного пространства. Книга А.Наумова «Житие Святого мученика Александра Медема в изложении для детей» ещё не издана, хотя выхода её ждут не только гимназисты православной гимназии им. А. Медема, но и все, кому дорога история страны и опыт отцов. Ведь «восстановление» и «возрождение» стен без духовных водителей невозможно. Преемственность реальна лишь тогда, когда в этих стенах загорается огонь, переданный по цепочке, от лица к лицу.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений