Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Привет Саратову!». Художник Федор Беренштам

Автор:  Яфарова Ирина Ринатовна

В 1886 году в Петербурге состоялось первое торжественное «заседание» общества «Гаудеамус». Его организаторы – молодое поколение семейства Пыпиных-Чернышевских – постановили, что «основной капитал <дружеского кружка> слагается из молодости, веселья, смеха и остроумия»; в качестве девиза использовали строки знаменитой студенческой песни «Gaudeamus igitur»: «Итак, будем веселиться, пока мы молоды!..»; организовали домашний театр, ставили «незатейливые и по большей части импровизированные пьески». С 1896 года встречи общества стали проходить еженедельно на Васильевском острове в квартире Федора Густавовича Беренштама (1862–1937) – общественного деятеля, архитектора, скульптора и его жены Веры Александровны Пыпиной. Здесь царила свободная творческая атмосфера: устраивали весёлые розыгрыши, много рисовали, музицировали, спорили об искусстве и политике. У Беренштамов собирались: художники А.Э. Визель, В.В. Матэ, К.К. Первухин, композитор М.А. Балакирев, критик В.В. Стасов и др.

Дружеские встречи проходили раз в неделю и получили свое официальное название – «Вторники». Их непременным атрибутом стали альбомы, обтянутые сукном темно-зеленого цвета. На пожелтевших страницах – воспоминания и впечатления участников вечеров: шутливые комментарии, юмористические шаржи, глубокомысленные замечания, фотографии, рисованные «открытые письма» Беренштама с неизменной надписью: «Привет Вторнику!». В 1983–1994 гг. альбомы были переданы в Саратов, в музей-усадьбу Н.Г. Чернышевского.

С Саратовом у Беренштама – уроженца Тифлиса, постоянно проживавшего в Петербурге, – была своя, особая связь. Здесь появились на свет знаменитые родственники жены: отец – академик, историк, литературовед, почетный гражданин города А.Н. Пыпин, а также его двоюродный брат – писатель, философ, революционер Н.Г. Чернышевский, на могиле которого на местном Воскресенском кладбище был установлен памятник-часовня, созданный по проекту Беренштама. Наконец, в музейных собраниях Саратова оказались мемориальные предметы и произведения самого мастера.

В 1987-м в Радищевский музей от В.А. Минкина поступили два рисунка Беренштама. Первый из них датирован 1886 годом, это иллюстрация к «Скупому рыцарю» А.С. Пушкина. В то время автор обучался в Академии художеств. Студенту архитектурного отделения удалось передать гнетущую атмосферу подземелья: сводчатый потолок, всей тяжестью «навалившийся» на согбенного старца, перебирающего свои богатства, тяжелые сундуки, оберегающие несметные сокровища. Ярким пламенем вспыхивает в густом мраке бесплотная фигура рыцаря – не человека, но призрака.

Художник не единожды обращался к наследию великого русского писателя. В 1899-м он принимал участие в конкурсе рисунков для «открытых писем» в честь 100-летия со дня рождения Пушкина и получил Первую премию. В дальнейшем был назначен главным редактором специализированного издания по филокартии. В качестве приложения к журналу ограниченным тиражом выходили редкие авторские открытки, в том числе, Беренштама. Его роль в деле популяризации художественных почтовых карточек в России огромна.

В этот же период к 100-летнему юбилею Кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка на Санкт-Петербургском монетном дворе по эскизу мастера была выпущена памятная медаль. На рисунке из коллекции Радищевского музея три изображения: реверс, аверс в увеличенном размере и в натуральную величину с профильными портретами русских императоров и двуглавым орлом. Тонкости медальерного искусства, его особые композиционные приемы Беренштам осваивал по старинным рукописям, которые изучал, будучи библиотекарем Академии художеств.

В 1900-е годы в жизни мастера наступила пора творческого расцвета. Он начал сотрудничать с издательством Общины Св. Евгении – благотворительного общества, созданного Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного креста. В 1918-м был назначен хранителем дворцов-музеев Петергофа, много трудился, являлся участником различных творческих объединений, иллюстрировал печатные издания.

К сожалению, после смерти о нем стали забывать. В плеяде выдающихся деятелей культуры начала XX столетия его имя не казалось значительным. Вместе с тем, Беренштам – пример удивительной творческой личности, разносторонней и богато одаренной. Всю свою жизнь он посвятил искусству и «исполнял долг честного гражданина и человека».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"