Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Сегодня день, когда впервые Владимир и Мои святые Крестили Русь в волнах Днепра!..»

28 июля 2013 года Россия и весь христианский мир отмечает День Крещения Руси. 1025 лет назад Русская Земля, Киевская Русь приняла христианство.

Мы очень мало знаем о Руси IX-X веков, о том, как складывалось древнерусское государство. Первые письменное описание истории «русской древности» относится к XII веку. В это время уже Русь была крещена, о чем свидетельствует начало летописи, возводящее происхождение русской земли к библейским временам.

О значении принятия Русью монотеистической религии написано много. Отметим следующее. Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Христианство включило Россию в мировой исторический процесс: истины новой веры прозвучали на славянском наречии. Оно смягчило нравы, породило гуманистический идеал: вместо языческой свободы утвердился нравственный кодекс, основанный на голосе совести. Русская церковь способствовала широкой образованности всех сословий Древней Руси, в эпоху феодальной раздробленности она оставалась единственной носительницей идей государственного объединения. Церковь принесла в русскую культуру идеи Добра и Зла, моральной ответственности.

В коллекции Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева нет полотен, сюжетно посвященных этому событию. Так же, как и нет ничего относящегося к Святому Равноапостольному князю Владимиру. Но единство культурного поля, тем не менее, может быть очередной раз подтверждено. Историей древней Руси увлекался Н. К. Рерих. Радищевскому музею принадлежит одно из интереснейших его произведений «Город. Утро» (1901).

На высоком холме, за лощиной, проступают очертания укрепленного древнего городка. Едва вырисовываясь тяжелыми угловатыми контурами на однообразном сумрачно-зеленом фоне, он кажется отодвинутым далеко вглубь, смотрится как второй план большого панорамного полотна. Архитектурный ансамбль, сливаясь с полумглой фона (постройки как бы врастают в пейзаж), создает настроение сумрачное и настороженное. Кажется, в массивности, даже тяжести объемной массы стен и зданий таится тревожная сосредоточенность, вслушивание в рассветную тишину, привычное ожидание опасности. Стая воронья, которая кружит над городом, плавно опускается к лощине. Картина «Город. Утро» обрезана снизу и с правой стороны. Полотно не числится в самых полных каталогах списках работ художника. О нем не упоминают исследователи. Возникает предположение, что картина эта - часть, фрагмент другой, более известной вещи, которая воспринималась исследователями как основная. Из полотен этого периода (1900—1903) наиболее близка по настроению, схожа по размеру и формату картина «Зловещие», тоже датированная 1901 годом.

Именно в этом полотне особенно отчетливо проявилась направленность рериховского историзма в сторону загадочного и таинственного. Мрачный, тревожный пейзаж; нависшее хмурое небо, свинцовая тяжесть волн, узкая полоса пустынного берега. Черными глыбами высятся на прибрежных скалах вещие вороны, внушая предчувствие надвигающейся неотвратимой беды.

Кроме того, сохранилась и работа, которая может рассматриваться как первоначальный эскиз картины. Это рисунок «Вещие» (Русский музей, 1901). В рисунке многое напоминает «Город. Утро»: и очертания детинца, и воронье, снижающееся к лощине, и зеленоватая полумгла фона (Е. Водонос).

Исследователями неоднократно отмечалось, что Рерих стремится к анонимности исторического события. Неконкретен город, но он явно раннехристианский, так как в его постройках просматривается церковный купол. Угадывается эпоха Киевской, доордынской Руси. Безусловно, обращаясь к созданному образу, художник учитывал опыт археологической науки XIX века. Именно ею были разработаны формальные приемы реконструкции памятников древней материальной культуры. На их основе сложился метод археологической реконструкции, предполагавший изучение материального остатка памятника и сведений о нем, содержащихся в письменных источниках и произведениях изобразительного искусства.

Мы не знаем и не беремся утверждать, как выглядел Киев в X веке. Но средневековые города строились по единому принципу. Подтверждением этому может быть научная реконструкция города Любеча в 1960-е годы прошлого века, сделанная академиком Б. А. Рыбаковым.

Рериховское полотно «Город. Утро» так же, как реконструкция Б. А. Рыбакова доказывает, что древнерусский город эпохи Крещения Руси состоял из крепости, дворов феодалов, церквей, домов ремесленников. И пускай сведения о городах Киевской Руси разрозненны и подчас противоречивы, их облик был воссоздан в изобразительном искусстве.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры