Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Полный вперед! Линейный корабль «Портсмут»

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

На летние месяцы приходится целый ряд «морских» праздников, которые, как нам кажется, имеют отношение к Радищевскому музею. Это и День моряка 25 июня, и День военно-морского флота России 26 июля, и День русской тельняшки 19 августа. Конечно, музей в городе на Волге расположен далеко от моря и гордится богатым собранием произведений искусства, а не флотских реликвий. Но сам он – памятник человеку, называвшему себя моряком-художником и сумевшему счастливо соединить обе эти профессии.

Речь об Алексее Петровиче Боголюбове – основателе музея. Прежде чем поступить в Императорскую Академию художеств, он служил на Балтийском флоте. А выйдя в отставку, остался верен морскому делу, посвятив свои прекрасные картины морю, побережьям и кораблям.

У каждого судна, запечатленного Боголюбовым или другим мастером-маринистом, своя «нескучная история». Этим летом в нашей постоянной рубрике мы будем знакомить вас со знаменитыми кораблями российского флота, которые можно увидеть на живописных и графических произведениях из коллекции Радищевского музея.

Полный вперед!

Описание корабля

Парусный линейный корабль 4 ранга «Портсмут»

Служба: 1716-1719, Балтийский флот России

Приблизительные размеры: длина – 40 метров, ширина – 11 метров, осадка – 4,5 метра

54 орудия

Экипаж: 330-340 человек

Рождение «Портсмута»

В период правления Петра I на судостроительных верфях Голландии по заказу российского правительства было построено более 40 судов. Царь, который в молодости сам учился корабельному делу в этой стране, следил за созданием каждого корабля через своих представителей. Одним из них был Осип Алексеевич Соловьев. Через несколько лет он станет, как сейчас сказали бы, фигурантом громкого коррупционного скандала, а в 1714-1715 годах, будучи торговым комиссаром России в Амстердаме, курировал строительство «Портсмута» и других судов.

«Портсмут» родился, то есть был спущен на воду, в ноябре 1714 года. Парусное вооружение он получил в Англии, куда его отправили весной 1715-го под видом торгового судна и под защитой английского и голландского флотов – предосторожность, продиктованная угрозой нападения шведов. Лишь в середине 1716 года корабль официально вошел в состав Балтийского флота.

Произведения из собрания Радищевского музея с изображением «Портсмута»

«Портсмут» можно видеть на эскизах Алексея Боголюбова к его картине «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года» (находится в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге). Это одно живописное полотно и четыре рисунка, изображающие ожесточенную перестрелку русских и шведских судов. Произведения были написаны, вероятно, в первой половине 1870-х годов и переданы автором Радищевскому музею в год его открытия – 1885-й.

На картине, так же как и на эскизах к ней, флагманский «Портсмут» расположен чуть правее центра – с упавшими в воду снастями и сбитым парусом. Одна из целей Боголюбова – как можно более точно обозначить позицию русских судов по отношению к шведским, позволившую завершить бой победой.

В графических эскизах художник «переставляет» корабли, выбирая подходящий ракурс. Очень необычный вариант композиции демонстрирует рисунок, выполненный карандашом и белилами на серой бумаге (иллюстрация 3). Боголюбов смело выдвигает русский корабль «Девоншир» на передний план так, что мы можем разглядеть маленькие фигурки членов экипажа, а изображение судна выходит за левую границу листа. Впоследствии автор отказался от этого хода: при переносе на холст большого формата такая детальность отвлекала бы зрителя от основного сюжета.

Тональные соотношения и светотень, а также эффект рассеивания дыма художник прорабатывает в выразительном рисунке карандашом и пером (иллюстрация 4).

Живописный эскиз (иллюстрация 1) представляет собой итог композиционных исканий мастера – он очень близок к картине из петербургского собрания. На нем хорошо видны развевающиеся на мачтах «Портсмута» брейд-вымпел (опознавательный знак командира корабля), золотой штандарт Петра I и красный флаг (сигнал к бою).

Чем прославился этот корабль?

Участием в том самом бое со шведами у острова Эзель. Боголюбов, в начале 1860-х получивший от императора Александра II заказ на исполнение серии произведений из истории отечественного флота, несколько картин посвятил морским победам России в эпоху Петра I.

Среди баталий этого времени Эзельская занимает особое место. Силы русских превосходили силы соперника – семь кораблей против трех соответственно, – но исход операции не был предрешен. В отличие от опытного противника, русский линейный флот ранее не одерживал побед в открытом море. Гангутское сражение 1714 года, итогом которого стал разгром отряда шведских судов, – это триумф флота галерного. Управление легкими и маневренными галерами не требовало от команды таких подготовки и профессионализма, какими должен был обладать экипаж большого линейного корабля. Поэтому Эзельскую победу, решающую роль в которой сыграли уверенные действия «Портсмута», можно сравнить со своеобразным подтверждением квалификации. Неслучайно царь Петр назвал ее «добрым почином российского флота».

Что произошло 24 мая 1719 года у острова Эзель?

Отряд русских кораблей (6 линейных и 1 шнява) под командованием капитана второго ранга Наума Акимовича Сенявина заметил в водах Балтийского моря недалеко от острова Эзель три неизвестных судна. После сближения и двух предупредительных выстрелов со стороны русских суда подняли шведские флаги. Начался артиллерийский бой, длившийся около 4 часов. Финальную стадию перестрелки и запечатлел Боголюбов.

Корабль Сенявина «Портсмут», несмотря на полученные в ходе обстрела повреждения, смог занять удобную позицию и вести огонь с левого борта, отрезав шведские фрегат и бригантину от флагмана и вынудив их сдаться. Флагман попытался скрыться, но вскоре был настигнут. «В начале 12-го часу капитаны Шапизо и Деляп командорский корабль догнали и у оного стеньги сбили, который также флаг спустил. Сие все, Божиею помощью и Вашего Величества моего всемилостивейшего государя счастьем, сделано без великой утраты людей Вашего Величества», – докладывал Сенявин в письме Петру I.

Гибель «Портсмута»

К сожалению, «Портсмут» служил России всего три года. Спустя пять месяцев после славного Эзельского сражения, в октябре 1719-го, он сел на мель близ острова Котлин, а затем был снесен штормом на глубину и затонул. В некоторых публикациях неверно указывается название злополучной отмели – Лондонская. На самом деле она была названа так позднее, в честь российского корабля «Лондон», который потерпел крушение вместе с «Портсмутом».

И это все?

Нет.

В 2008 году при проведении подводных работ в Финском заливе на глубине около 8 метров были обнаружены останки старинного судна. Специалисты из организаций «Память Балтики» и «Подводное наследие России» определили, что находка является частью корпуса затонувшего «Портсмута», сильно пострадавшего от штормов и льдин. В 2011-м ее удалось поднять на поверхность, и сейчас она экспонируется в Музее истории Кронштадта.

Эти грубые дубовые доски выглядят не очень-то эффектно. Но стоит вспомнить о том, что они пролежали на дне Балтийского моря почти 300 лет и хранят память о легендарных событиях прошлого, как воображение само дорисует высокие борта, три мачты и поднятые паруса красавца-корабля, готового к атаке. Таким и изобразил «Портсмут» моряк и художник Алексей Боголюбов.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"