Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Лаборатория новейших течений представляет: Современное восточное искусство

Автор:  Коптель Наталья Васильевна - заведующий сектором
Курилова Наталья Антоновна

Лаборатория новейших течений представляет: Современное восточное искусство.

Современное искусство восточных стран всё чаще стало представляться на международных выставках по всему миру, тем самым вызывая всё больший интерес у зрителя. Произведения современных художников по-прежнему отражают особенности восточных культур – тесная связь с природой, интерес к вопросам устройства мироздания, важная роль традиций и ритуалов. Человек здесь, в отличие от западной культуры, занимает не центральное место, а является сторонним наблюдателем. В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось в типе философствования - идеалом мыслителя является мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Модернизация современного периода в восточных странах предстаёт как процесс трансформации традиционной культуры, что тоже проявилось в произведениях современных художников.

Восточная культура удивляет свой глубиной и многогранностью, оставляющей большой простор для мысли и воображения.

Предлагаем остановиться на творчестве самых известных японских и китайских современных художников, обозначивших своим творчеством особенности современной восточной культуры.

Яёи Кусама. Японская художница. р. 1929 г.

Всемирно известная художница японского происхождения родилась в 1929 году и известна тем, что экспериментирует с гипнотическим эффектом узора в горошек, создавая завораживающие инсталляции и перформансы. Основная идея ее творчества – вера в возможности искусства полностью поглотить тело и душу человека.

В Японии получила художественное образование классической японской живописи нихонга. С детства художница много рисовала и страдала галлюцинациями, основанными на распространении рисунка орнамента по всей комнате, включая её саму, что вызывало у неё ощущение страха.

Она переехала в Нью-Йорк в 1958 году и вскоре прославилась своими повторяющимися узорами и формами, похожими на галлюцинации. Кусама черпала вдохновение в работах абстрактного экспрессионизма, а её произведения повлияли на развитие поп-арта и минимализма. В 1960-е годы художница была вхожа в круги поп-арта и выставлялась вместе с Э. Уорхолом и К. Олденбургом. Она была настолько знаменита, что Энди Уорхол попросил для своего отпечатка у неё фотографию, на что получил отрицательный ответ.

В 1966 году художница была приглашена к участию в Венецианской биеннале, где она представила масштабную инсталляцию из 1500 зеркальных шаров «Сад Нарцисса».

Пережив в 1977 году серьёзный нервный срыв, Яёи Кусама вернулась в Японию и отправилась добровольно жить в психиатрическое учреждение, где находится до сих пор, имея хорошую мастерскую и ассистентов для создания произведений. Научившись жить со своей болезнью, художница много работает, создавая невероятные инсталляции, отражающие её уникальное мировоззрение, лабиринты бесконечности, поглощающие зрителя, создавая особое состояние созерцания мира.

В 1996 году Яёи Кусама впервые стала автором монографического проекта японского павильона на Венецианской биеннале – «Повторяющиеся видения».

Заметные проекты последних лет:

«Светлячки на воде». 2002 г. Эта небольшая комната с похожим на пруд полом и подсвеченная только висящими огоньками, которые отражаются от зеркальных стен и потолка, создаёт иллюзию бесконечно удаляющегося пространства. Интенсивное воздействие искусства помогает полностью раствориться в ткани произведения.

«Точечное наваждение». 2008 г. Инсталляция представляет собой залитое мягким светом помещение с огромными шарами и зеркальными стенами, изобилующее черными точками. Эта работа может обескуражить или наоборот расслабить зрителей, так как в таком пространстве происходит подавление зрительного восприятия. Такие элементы могут всколыхнуть самые разные эмоции – безграничность, ощущение тупика, детские воспоминания, ощущение парения и пребывания в другом измерении.

Видео с выставки 2013 года 

Такаси Мураками. Японский художник. р. 1962 г.

Этот современный японский художник переосмыслил стратегии поп-арта, добавив к нему массовую японскую культуру, что в современном искусствоведении относят к направлению нео-поп-арт.

Мураками возвёл в культ комиксную культуру 1980-х – 1990-х годов (манга, аниме), которая в Японии стала способом заново обрести национальную идентичность в условиях потрясений от Второй мировой войны и вестернизации. Художника вдохновляют японские субкультуры отаку (фанаты манга и аниме) и кавайи («миленький»).

Такаси Мураками создал ряд персонажей, основанных на образах массовой японской культуры, при этом они, подобно сюжетам аниме, содержат элементы страшных угроз, зловещие или перверсивные ноты.

Мистер Доб – персонаж, сочетающий символ американской поп-культуры Микки Мауса, героя известного манга-сериала кота-робота Дораэмона и персонажа японской видеоигры ежа Соника, выполненный в каваийной стилистике, присущей аниме: со сверкающими глазами и длинными ресницами.

Мураками создал корпорацию KaiKai KiKi – «фабрику» по производству произведений современного искусства близ Токио, где вместе с художником работает около 200 ассистентов. Они создают живопись, графику, 3D скульптуры и, конечно, сувениры. Работы Мураками проектируются ассистентами в компьютерных программах, а затем изготавливаются на фабрике. Сам Мураками придумывает замысел, дизайн, делает рисунки и раскрашивает готовые работы.

Мураками определяет суть своего искусства - я занимаюсь исследованием взаимодействия японской и американской культуры, а именно историей их взаимного непонимания.

Кайкай и Кики. Два персонажа-стража. Кайкай скромно улыбается, а Кики скалится, обнажая клыки. Японское слово «кайкайкики» означает «супернатуралистичный», а если поменять слоги местами, то получится «кикикайкай» — «мистический мир привидений». Так называлась японская видеоигра 1986 года: главный герой в ней сталкивается со странными монстрами из японской мифологии.

Тайм Бокан - скелет в форме ядерного облака (или наоборот). Взят из одноименного аниме-сериала 1975 года про «приключения во времени». Заставка в виде ядерного гриба с очертаниями скелета появлялась в конце каждого эпизода цветного мультфильма, в котором герои всегда побеждали злодеев. «Моя жизнь послевоенного ребенка неизбежно проходила на фоне воспоминаний и переживаний, связанных с поражением страны в войне или с атомной бомбой», — рассказывает Мураками, и, действительно, мутировавшее эхо войны можно обнаружить во многих его работах.

Ещё несколько часто встречающихся образов в творчестве Такаси Мураками:

Мисс Ко2 – светловолосая фея в костюме официантки,

Улыбающиеся цветы,

Inochi - персонаж, являющийся репликой на фильм «Искусственный разум».

Выставка в Галерее Гагосян, 2014

Ай Вэйвэй. Китайский художник. р. 1957

Ай Вэйвэй родился в 1957 году в Пекине в семье известного китайского поэта Ай Цина, который подвергся преследованию со стороны властей во времена анти-правого движения и семья была отправлена в трудовой лагерь, где они прожили 16 лет. В 1978 году Ай Вэйвэй поступил в Пекинскую киноакадемию, где изучал анимацию. В 1981 году он уехал в США, где открыл для себя современное искусство. В 1993 года заболел отец Ай Вэйвэя и художник вернулся в Китай, где стал активно заниматься творчеством, издавать книги о современном искусстве, формируя тем самым определённую художественную среду.

Он обращается к элементам традиционной китайской культуры, используя национальный символизм в провокационной манере. Так, например, в одной из акций он разбивает специально купленную им вазу древней династии Хань, на другой старинной вазе пишет логотип «Coca Cola», или создаёт инсталляции, окрашивая антикварные вазы в различные яркие цвета. Воздействую на эти традиционные китайские вазы таким образом, он превращает их в произведения современного искусства, ставя вопрос о том, что из этого ценнее. Больной для Китая вопрос о дорогих предметах и их подделках, о том, где старое, где новое, где настоящее, а где копия? О новом поддельном и уничтожаемом старом...

В 1999 году Ай Вейвей создал компанию «Fake Design», напоминающую названием о репутации Китая как страны подделок.

Тема использования большого количества дешёвой рабочей силы в Китае представлена в инсталляции "Карта мира" 2006 года, созданной работниками его компании из 2000 слоёв одежды. Тем самым Ай Вейвей хотел подчеркнуть статус Китая, как место с неисчерпаемым количеством дешёвой рабочей силы в швейной и текстильной промышленности.

В 2007 году для выставки Документа в Германии художник осуществил большой проект "Сказка" - привёз за свой счёт 1001 китайца, которые были впервые заграницей и не могли позволить себе такое путешествие. На выставке Ай Вейвей представил купленный им 1001 стул эпохи Древнего Китая.

2010 год. Галерея Тейт Модерн в Лондоне. Инсталляция Ай Вэйвэя "Семена подсолнечника". 100 млн. семян были созданы и расписаны вручную таким образом, что нет двух одинаковых. Процесс занял 2,5 года, а в работе было задействовано более 1600 человек. Инсталляция затронула важные элементы китайской культуры - производство фарфоровых изделий ещё со времён Древнего Китая, а масса семян подсолнечника символизирует китайский народ, следующий за своим предводителем, как подсолнечник за солнцем. При этом важный элемент ручного труда при создании семян напоминает о действующей китайской экономике, которая производит большой объём товаров для всего мира усилиями наёмных работников.

Для Венецианской биеннале 2013 года художник создал инсталляцию «Взрыв». Конструкция представляет собой единый «организм», состоящий из 886 традиционных китайских табуретов, сделанных вручную. Выбор табурета в качестве объекта для инсталляции был обусловлен китайской традицией, согласно которой, в каждой семье должен быть хотя бы один подобный табурет. Часто именно этот предмет мебели передавался по наследству из поколения в поколение. Однако под влиянием культурной революции, деревянная мебель практически исчезла из повседневной жизни современных китайцев – ей на смену пришли изделия из пластика и алюминия.

В работе «Закон путешествия» 2017 года художник обозначил проблему беженцев в Европе. Это скульптура 70-метровой надувной лодки и 258 сидящих в ней фигур, которые представляют тысячи людей, пытавшихся пересечь Средиземное море.

Ай Вейвей в своём творчестве часто обращается к острым проблемам современности, за что подвергался гонениям и аресту в своей стране.

И ещё один интересный факт: к Олимпийским играм в Пекине в 2008 году художником был спроектирован Стадион «Птичье гнездо».

Фильм "Ай Вейвей. Никогда не извиняйся"

https://www.youtube.com/watch?time_continue=4538&..

Цай Гоцян. Современный китайский художник. р. 1957

Цай Гоцян известен своими удивительными, масштабными, эпатажными проектами, в которых художник представляет свои размышления о мироустройстве Вселенной, о прошлых деяниях человечества, о сущности бытия.

Художник изучал сценический дизайн в Шанхайском драматическом институте, с 1986 по 1995 год жил в Японии, с 1995года художник живёт в Нью-Йорке.

Творческий путь Цая Гоцяна начался в 1980-е годы с живописи порохом, которой он занимается и по сей день. Ландшафтные картинки, созданные выжиганием, свободные, непредсказуемые, выглядят как китайские свитки, трогательные, живописно утончённые.

Порох, изобретенный в Древнем Китае, соединил в себе интерес художника к традиционной китайской культуре и событиям, потрясшим мир в XX веке. Его интересует смешение страха перед огненной стихией, взрывами и народного ликования, которое связано с фейерверками.

Взрыв в творчестве художника - смешение земли и неба, обращение к космосу, к тому Большому взрыву, в результате которого возникла Вселенная.

Тема угрозы мирному существованию человечества, ядерной войны, терроризма, часто возникает в творчестве Цая Гоцяна.

"Чёрный салют" 2008 г. Хиросима. Этот салют был создан как мемориал ядерному взрыву, страху перед ядерной угрозой.

На церемонии открытия Олимпиады в Пекине в 2008 году художник устроил шоу фейерверков, которое называлось «Следы истории», во время которого по небу к стадиону стремительно «прошагали» огненные стопы, за 15 секунд оставив 29 гигантских следов.

Важное место в творчестве Цая Гоцяна занимают масштабные, очень проникновенные инсталляции.

"Счастливого путешествия: 10 000 предметов коллекции из аэропорта" 2004 г. Инсталляция, представляющая самолёт, утыканный острыми, колющими предметами, изъятыми у пассажиров службой безопасности в аэропорту, напоминает о страхе, связанным с терроризмом. Проект, показанный на 26 биеннале в Сан-Паулу (Бразилия), ныне значится среди объектов коллекции Центра Помпиду (Париж).

"Head on". 2005 г. Инсталляция, в которой 99 волков (объекты, созданные из каркасов, обшитых мехом) устремляются к стеклянной стене, ударяются об неё, бегут дальше, и возвращаются, чтобы снова удариться об стену. Не идеализируя мир природы, художник представляет его как страшный мир выживания, жестокости, борьбы за жизнь. «Я пытался изобразить животных, которые олицетворяли бы коллективный героизм, которые любили бы компанию и жили бы в стае. Я хотел показать универсальную человеческую трагедию, ставшую результатом слепого желания бежать вперед, стремления достичь своих целей без каких-либо компромиссов. Это повторяется постоянно сквозь всю историю человечества. Эту идею можно встретить в философии дзен, согласно которой большинство из того, что случается, не имеет никакого значения», — рассказывает Цай Гоцян.

«Лестница в небо». 2015 г. Огненная летсница высотой в полкилометра появилась в родном городе Цая Гоцяна (гавань острова Хуэйюй, Цюаньчжоу) 15 июня 2015 года. Так мастер поздравил свою бабушку со 100-летним юбилеем. Когда-то та продавала рыбу, чтобы внук мог учиться художественному мастерству. «Я сделал проекты по всему миру, но моя бабушка не могла увидеть ни один из них. Она всегда находилась в Китае… Этот проект был сделан для нее», — рассказывал художник. Лестница горела две минуты и двадцать секунд.

Видео фейерверков Цая Гоцяна:


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"