Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Лаконичное и интригующее название «НЮ»

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

  • Лаконичное и интригующее название «НЮ»
Дата мероприятия:  08.10.2019  —  15.01.2020
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

Выставка с лаконичным и интригующим названием «Ню» посвящена одному из самых древних, востребованных, притягательных художественных жанров, в центре которого – эстетика обнажённого человеческого тела. Об этом говорит и само его название – сокращение от французского слова nudité – «нагота, обнажённость».

«Обнажённое искусство» появилось тогда, когда впервые возникла потребность изобразить человека или то, что уподоблялось его облику. Можно сказать, что история «обнажённого искусства», начавшаяся в глубокой древности, прошла долгий и сложный путь, эволюционируя вместе с человеческой цивилизацией. Путь – от воспевания и поэтизации физической красоты совершенного тела, вне каких-либо запретов и ограничений, до крайнего неприятия и последующих новых волн пристального и волнующего интереса.

В силу популярности жанра и самого типа изображения коллекция музея изобилует экспонатами, включающими ню, которые, конечно, присутствуют, не выделяясь этим, и в постоянных экспозициях. Выставка же нацелена на показ лучших образцов подобного жанра и раскрытие этой специфической и волнующей темы как важнейшей составляющей высокого Искусства.

В экспозиции объединено около 100 произведений графики и скульптуры – предметов отечественного и зарубежного искусства, начиная с эпохи Возрождения и до наших дней. Ещё более широкий историко-художественный диапазон охвачен с точки зрения образов и сюжетов, поскольку многие произведения отсылают нас к Древнему миру, в первую очередь, к античности, когда сложился классический идеал красоты. Он стал образцовым и для жанра ню, который долгие времена существовал лишь в рамках мифологического или религиозного контекста, поскольку любое иное обнажение было вызывающим. На выставке представлены многие популярные образы и темы мирового искусства – Адам и Ева, Венера и Амур, Три грации, Леда и лебедь, вакханки и сатиры, Даная, Лаокоон. При этом открываются самые неожиданные сопоставления одних и тех же персонажей или сюжетов в работах отдалённых друг от друга школ, периодов и мастеров.

ХХ век с его многообразием смыслов, подтекстов и форм дал более сложную, объёмную трактовку обнажённого тела. В ней присутствуют женственность и чувственность модерна (Е.Е. Лансере, Н.П. Феофилактов, И.С. Ефимов, А.И. Кравченко), полнокровная телесность авангарда (И.И. Машков), строгая сдержанность неоклассики (Н.П. Ульянов). Утончённая недосказанность «прекрасных дам» М.К. Соколова трансформируется в сюрреалистическую загадочность Дам А. Бруновского. Эти и другие запоминающиеся образы, грациозные, чувственные, экспрессивные, раскрывают стилистическую полноту трактовок выставочной темы.

В составе выставки – несколько рисунков, дающих представление о месте обнажённой натуры в системе академического художественного образования. В тщательном обучении рисунку – основе основ классического искусства – огромная роль отводилась сначала копированию гипсовых слепков, в том числе обнажённых статуй (как в ученической работе В.Э. Борисова-Мусатова), а на завершающем этапе – ежедневному кропотливому штудированию обнажённой модели (рисунок Н. Зинковича). Опыт такого рисования поддерживался многими художниками и вне учебных задач, становясь камертоном профессиональных навыков и умений.

Особое место штудии обнажённой натуры занимают в творческом процессе скульпторов, чьи рисунки, отличаясь от обычной станковой графики, фиксируют сложный процесс рождения объёмной формы, отражая в двухмерном пространстве листа будущую трёхмерность скульптуры. К прекрасным образцам этого жанра относятся рисунки Сарры Лебедевой, чьи обнажённые модели, «вылеплены» карандашом на бумаге.

На выставке рядом с графикой – воплощённые в бронзе, бисквите и фарфоре объёмные образы работы русских и европейских скульпторов и мастеров мелкой пластики. Гармоничное взаимодействие графики и скульптуры в рамках этого жанра отражено и в мотиве на афише выставки. Это – прекрасный скульптурный образ ню, запечатлённый в миниатюрной ксилография М.И. Полякова.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры