Где же зáмок? О картине А.В. Лентулова «Старый замок в Крыму. Алупка». 1916

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

  • А.В. Лентулова «Старый замок в Крыму. Алупка». 1916
Среди произведений русского авангарда в собрании Радищевского музея особенно выделяются работы Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943). Творчество мастера впитало в себя актуальные веяния европейских художественных течений начала прошлого столетия. Лентуловские портреты и пейзажи привлекают внимание не только сложно разработанной цветовой палитрой – их отличает своеобразная угловатая пластика, внутренний динамизм, орнаментальная декоративность. В его работах причудливым образом соединяются кубизм, экспрессионизм и футуризм. Все эти детали создают характерный неповторимый почерк художника, стоявшего у истоков знаменитой группы «Бубновый валет» (1910-1917), куда входили П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк.

Начиная с 1910-х, Лентулов часто приезжал с семьей в Крым: гостил в Коктебеле у М.А. Волошина, посещал Гурзуф, Ялту, отдыхал в санатории в Гаспре. Из поездок он привозил радостные, брызжущие солнечной энергией пейзажи. Особенно плодотворным был для художника 1916 год. В этот период он входит в состав правления «Бубнового валета», активно занимается подготовкой оформления спектакля по пьесе У. Шекспира «Виндзорские проказницы» в театре А.Я. Таирова. Летние месяцы Аристарх Васильевич провёл в Алупке, где жил в доме местного священника Н.С. Макаренко, родственника известного педагога. Результатом поездки стали многочисленные полотна с видами местных достопримечательностей, которые были показаны на последней выставке «Бубнового валета», состоявшейся также в 1916 году.
Хранящаяся ныне в Радищевском музее работа «Старый замок в Крыму. Алупка» представляет уголок старинного городского квартала, где на фоне гор и кипарисов доминируют увенчанные полумесяцами белые силуэты мечети и башенки минарета. Вокруг них расположены жилые постройки, вдали справа угадывается фрагмент, напоминающий православный храм. Однако среди изображённых архитектурных сооружений нет ничего, хотя бы отдалённо похожего на зáмок. Поэтому невольно напрашивается мысль о том, что в названии есть какая-то неточность. 

Но на самом деле никакой ошибки здесь нет. Разгадать эту загадку помогли папка литографий П. Госи и В. Вульфа с пейзажами Крыма из библиотеки Радищевского музея, старые фотографии Алупки, а также сравнение картины из нашего собрания с другими алупкинскими видами, написанными Лентуловым летом 1916 года. В городских пейзажах «Кипарисы. Замок в Алупке» (ГТГ) и «Алупка. Пейзаж с церковью» (коллекция Романа Бабичева) встречается то же здание с красной крышей и круглым декоративным окном, что и на полотне из Радищевского музея. На фотографиях начала XX столетия среди городской застройки выделяется яркая архитектурная доминанта – высокая четырёхгранная башня с такой же крышей и маленьким круглым окном. Как явствует из источников, это была первая временная резиденция губернатора Новороссии Михаила Семёновича Воронцова, которая у местных жителей получила название «старый зáмок» после того, как к середине XIX века по соседству был возведён монументальный и величественный новый (архитектор Э. Блор). Фрагмент нового воронцовского дворца виден на нашей картине – он находится в правой части и похож на купол русской православной церкви. На самом деле это часть дворцовой башни с купольным навершием. 

В 1824 году Воронцов приобрёл в Алупке земли для обустройства своего дворца и парка. Здание для временного проживания губернатора было построено спустя пять лет (1829) по проекту первого архитектора Южного берега Крыма Ф.Ф. Эльсона. Оно было обнесено снаружи лёгкой двухъярусной галереей и оформлено в восточном стиле. Вот почему его именовали также восточным или азиатским павильоном. Представление о том, как оно выглядело, дает сделанная в первой половине XIX столетия литография В. Вольфа. Позже башня была перестроена и получила двускатную крышу. Именно таким и предстаёт восточный павильон (он же старый замок) в работе А.В. Лентулова «Старый замок в Крыму. Алупка». 

Изображённая в картине мечеть тоже принадлежала к числу известных архитектурных памятников города. Её автором тоже был Ф.Ф. Эльсон, спроектировавший это здание в первой трети XIX века. К сожалению, здание было почти полностью уничтожено землетрясением 1927 года. Старый зáмок горел, был ещё раз перестроен и стал практически неузнаваемым. Однако благодаря картине А.В. Лентулова, можно представить, как выглядели эти утраченные памятники на заре XX столетия.

Картина поступила в Радищевский музей в 1925 году из Государственного музейного фонда. Вид города трактован автором в духе кубофутуристического искусства: разноцветные геометрические плоскости, наслаиваясь друг на друга, создают ощущение движения как в калейдоскопе. Вдалеке золотятся знаменитые зубцы Ай-Петри, их контуры словно раздваиваются и отражаются в пронзительно-синем небе. У подножия горы разворачивается городское пространство, подобное замысловатой мозаике, сложенной из разноцветных прозрачных стёклышек. В этой прихотливой игре форм и линий выделяются ломкие контуры городской мечети и крыша старой резиденции генерал-губернатора Новороссийска графа М.С. Воронцова. 
 
Современники называли Лентулова художником солнца за оптимизм и жизнеутверждающую силу его полотен. Пейзаж «Старый замок в Крыму», как и все работы мастера этого периода, несёт в себе мощный заряд света и радости. Позже звонкие краски его полотен поблёкнут, динамика и энергичный напор уступят место рассудочности и сдержанности. А пока, у границы старого мира эта картина звучит своеобразным гимном солнцу и красоте окружающей природы.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений