Лучшие детские работы в рамках проекта "Поколение М" высоко оценили члены жюри конкурса "Саратов глазами детей"

7 декабря в Радищевском музее прошла торжественная церемония награждения победителей регионального конкурса "Саратов глазами детей", проходившего в рамках всероссийского проекта "Поколение М" под эгидой компании МТС.

За неполный месяц на конкурс поступило 275 рисунков из художественных школ и кружков городов и сел Саратовской области: Александрова Гая, Аткарска, Балаково, Балашова, села Бородаевка Марксовского района, Калининска, Красного Кута, Саратова, Татищева и Энгельса. Количество работ и высокий уровень их исполнения свидетельствуют о профессионализме работников детского художественного образования в Саратовской области.

В жюри под председательством Екатерины Зайченко, заведующей музейным Центром эстетических и развивающих программ, вошли научные сотрудники Радищевского музея: Галина Беляева, Наталья Коптель, Артём Трущелёв, Юлия Сойкина, Елена Шкута и Ирина Яфарова. Работа жюри была очень непростой, ведь из почти трёх сотен прекрасных рисунков пришлось отобрать всего два десятка лучших.

Тема конкурса была определена достаточно конкретно: "рисунок (один или несколько) с видами достопримечательностей и популярных мест Саратова". Это никак не ограничило фантазию участников, молодые художники обыграли заданную тему очень оригинально.

Любопытно отметить самые популярные мотивы. Так, на конкурс поступило более 50 изображений храмов, 27 различных вариаций моста через Волгу, 22 вида здания консерватории. 11 раз был запечатлен исторический корпус Радищевского музея. Среди этих работ, конечно, находились очень нетривиальные изобразительные решения.

За оригинальность сюжета и выдающиеся художественные достоинства были награждены 6 рисунков. В работе "Саратовский дворик. Первый снег" Софьи Брагиной город словно замер, внимая тихому шуршанию первого снега. Живописный этюд "Дом на Волжской" Егора Ишуткина завораживает прихотливой ритмикой цвета. Автор акварели "Особняк Яхимовича В.А. на улице Советской или дом с кариатидами" Аралина Алиса изумила жюри владением перспективой и чувством архитектуры. Все эти рисунки заняли III место. II место поделили Элина Арифуллина, изобразившая "Летний вечер на набережной", наполненный чарующим лунным светом, и Елизавета Чумачкова с виртуозным наброском углём и сангиной уходящей вдаль Московской под названием "На улицах Саратова".

Наконец, Виктории Пискарёвой за оригинальное, социально острое и высокохудожественное прочтение темы "Старый Саратов" присуждено I место.

Шести призовых мест от МТС, конечно, оказалось недостаточно, и участникам конкурса были вручены специальные призы от Радищевского музея и членов жюри.

В специальной номинации "Тема Радищевского музея" была отмечена Дарья Буц за работу "Осень. Дом Борисова-Мусатова".

Наталья Коптель: "Музей-усадьба художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова на улице Вольской, 33 является частью, филиалом Радищевского музея. Открытый в 2000 году флигель дома, в котором жил великий саратовский живописец, мастер символизма, является сейчас одним из интереснейших мест Саратова, привлекающих своей уютной атмосферой. Таким и изобразила его юная художница. Несмотря на многообразие сочных цветовых пятен, подобно мозаике складывающихся в городской пейзаж, дом выглядит очень гостеприимным и живым – и мерцающий свет в окне, и дремлющая на крыльце кошка создают ощущение, что вот-вот мы сейчас и увидим художника и его семью"…

"Продолжение традиций саратовской школы живописи" – номинация, в которой, по единогласному решению жюри, гуашь "На Волге" Андрея Ярощука была признана лучшей.

Артём Трущелёв: "Серебристая водная гладь реки, бескрайней, как Волга, почти сливается с величественными облаками, закрывшими небо. Но солнце пробивает густую пелену мощными лучами и чётко очерчивает фигуры и длинные удочки рыбаков в лодках. Настроение Петра Уткина и Александра Скворцова чувствуется в этой работе".

Наград в номинации "Высокая оценка жюри" удостоились сразу семь художников.

Кира Савченкова "Свято-Никольский монастырь"

Артём Трущелёв: "Рисунок раскрывался постепенно. Сначала я даже не понял, что три фигуры внизу – это монахи. Красивая симметрия композиции разбавляется ритмом этих тёмных силуэтов, похожих на камни. Клумбы по сторонам от них кажутся прудами – так глубок и подвижен выбранный Кирой зелёный цвет. А жёлтое здание монастыря на палево-фиолетовом фоне неба волнует своими тёмными окнами. Пустой и чисто серый центр работы – это смелое решение. Возможно, благодаря ему рисунок кажется глубоко проникновенным, вдумчивым и тихим. В нём нет места случайным деталям, легкомысленному любованию красивостью архитектуры или пейзажа. Это не может не вызывать уважение".

Кристина Александрова "Гараж Иванова"

Елена Шкута: "Кристина Александрова – единственная из участников конкурса, кто изобразил бывший автомобильный гараж С.И. Соколова и З.И. Иванова на пересечении улиц Московская и Чапаева. Хочется похвалить автора за выбор темы, ведь это не только памятник архитектуры конца 19 века с эффектным скульптурным декором, но и здание, связанное с местной литературной легендой. По одной из версий, владелец гаража послужил прототипом героя знаменитого романа "Золотой теленок" – водителя Адама Козлевича. Художник запечатлел барельеф автомобиля на фасаде с большой экспрессией, так, что здание сразу узнается. А яркая "мозаичная" манера исполнения делает образ нарядным и сказочным и вызывает желание немедленно пойти и посмотреть на это произведение архитектуры вживую".

Никита Гостев "Дождь в городе"

Елена Шкута: "Работы, показывающие "непарадный" Саратов, вызывали особый интерес жюри, так как в них юные авторы старались найти красоту и очарование в скромных на вид и не всем знакомых уголках нашего города. Никита Гостев мастерски изобразил косые струи дождя, который словно погасил все цвета. При этом двухэтажный домик под номером "150А" светится теплом и уютом: черная штриховка передает шероховатость стен и крыш, но не скрывает за собой нежного сияния розовой краски. Рисунок показался бы печальным, если бы художник не населил свое произведение такими милыми героями. В окнах мы видим силуэты обитателей квартир, на крышах коротают время коты и птички, прохожие, широко шагая, спешат по домам, а человек в черном, втянув голову в плечи, прячется от ливня под козырьком. Этот персонаж остался для меня загадкой – в его руках метла, хотя на дворника он не похож".

Алексей Иванов "Прогулка по ночному проспекту"

Артём Трущелёв: "Неожиданно взрослый по интонациям ноктюрн выделяется среди множества пёстрых детских рисунков. Сложная игра со светом вечернего неба, мерцанием электрического света витрин и фонаря делает на первый взгляд тёмный рисунок удивительно многоцветным. Каких только красок тут нет, в самых неожиданных сочетаниях! После этой работы по-новому смотришь на проспект Кирова".

Катя Бойкова "Художники в городе"

Галина Беляева: "Мне очень понравилась идея Кати Бойковой – "изобразить изображающих", привлечь внимание не просто к одной из "открыточных" саратовских достопримечательностей, но к нашим землякам и современникам, представителям той «экзотической» профессии, благодаря которой им удается открывать для нас красоту – иногда даже там, где мы сами могли бы ее и не заметить. Главными героями рисунка стали художники, работающие на пленэре недалеко от "Липок". Творчество всегда сродни волшебству, а у Кати это особенно отчетливо чувствуется. Кажется, что художница, которую мы видим на переднем плане, воздевает руки вовсе не для того, чтобы поприветствовать зрителей: усилием воображения она приводит в движение парящую в воздухе кисточку. А та, в свою очередь, сказочным образом, не касаясь бумаги, заставляет проявиться на ее поверхности силуэт консерватории. Ощущение праздничности происходящего поддерживает и колорит рисунка – "осенний", с теплой вечерней подсветкой и синей заливкой сумерек в окнах.

Очень бы хотелось, чтобы мы, горожане, не оставались по отношению к художникам праздными зеваками, но становились внимательными любителями и знатоками их творчества".

Марина Капитонова "Кораблики"

Наталья Коптель: "Замечательная работа, посвящённая одному из любимых видов города, - храму "Утоли мои печали". Но в этой работе, безусловно, поражает ракурс изображения. Эти чудесные бумажные кораблики, романтичный символ детства, представляются на первом плане. Они возвышаются подобно архитектурным строениям или высоким кораблям, важно проплывающим мимо города. Наверное, такие радости жизни, как игра в ручейках, для ребёнка гораздо важнее и интереснее, чем вся окружающая архитектура. Вспоминается своё детское ощущение пространства. Вот уж, действительно, Саратов глазами детей".

Римма Валова "Возле Радищевского музея"

Артём Трущелёв: "Этот рисунок изумляет свободным решением пространства, в котором масштабы и пропорции подчиняются только воле маленького художника. Тут совсем другой взгляд на Радищевский музей, на его знаменитый фасад, так гостеприимно и неожиданно развернувшийся почти на всю площадь рисунка. Монумент А.Н. Радищеву я никогда бы не увидел таким эмоциональным. Будто приветствуя, радуясь, он восклицающие поднял руки к небу! Множество завораживающих деталей разбросано по композиции: собака, птицы, человек на лавочке, фонарь у фасада музея, музейные окна; чёрное пятно за открытой дверью выглядит очень интригующе. Разглядывать этот рисунок можно долго, не переставая находить что-то новое".

О специальной номинации "Романтика Саратова. Центр и окраина" рассказывает Екатерина Зайченко, председатель жюри:

"Работы, вошедшие в специальную номинацию "Романтика Саратова. Центр и окраина", отражают особую ноту саратовского настроения – тишину остановившегося времени старого купеческого города, когда ты чувствуешь, что годы, мгновения, десятилетия и века переплетаются и протекают сквозь тебя здесь-и-сейчас. И тогда можно почувствовать, почти увидеть жителей средневековой Германии или Голландии, мощеные булыжные или деревянные мостовые, по которым вот-вот пройдут герои Андерсена, выскочат из подворотни спорящие принцы и шуты Шекспира. Возможно, Саратов окутан этим мотивом со времен немецких колонистов. Удивительно, что ребята уловили это и смогли отразить в своих работах. (Сенякина Евгения, 11 лет, "Старый Саратов", 2018. Преподаватель: Щербакова Наталья Леонидовна, Саратовская городская общественная организация "Детская студия изобразительных искусств", Саратов; Иванова Ева, 15 лет, "В свете вечерних окон", 2018. Живопись, гуашь. Преподаватель: Королёва Анна Владимировна, ИЗОстудия "Художник", ДЮЦ Фрунзенского района города Саратова).

Две акварели – Кудашова Варвара, 16 лет, "Гитарист", 2018. Преподаватель: Таненкова Е.К., Детская художественная школа города Балаково Саратовской области; Тугушев Артем, 13 лет, "Новостройки Саратова", 2018. Акварель. Преподаватель: Доброта Ирина Анатольевна, Детская школа искусств города Татищево Саратовской области – собственно и помогли нам найти название для специальной номинации "Романтика Саратова. Центр и окраина". Тонкое чувствование нюансов ощущений – так хочется сказать об этих рисунках.

И еще одну работу мы не смогли не отметить – Гусева Мария, 11 лет, "Радищевский музей", 2018. Гуашь. Преподаватель: Брункова Светлана Анатольевна, Детская школа искусств № 2 города Балашова Саратовской области. В нашем Фонде детского творчества хранится большое количество изображений Радищевского музея. Они все разные – реалистичный Музей, сказочно-условный Музей, суховато-конструктивный Музей, Музей в старые времена и даже Музей, окруженный ангелами и феями. Но так, как Гусева Мария, еще никто не увидел наш музей – тихая усадьба вся в цветах в тенистом парке, эдакий уютный «пряничный» домик, в котором нас ждут добрые старушки-волшебницы, душистый чай, булочки, конфеты и бессчетное число сказок, загадок и историй".

Церемония награждения прошла в Петровском, самом торжественном, зале Радищевского музея. Было сказано много приятных слов и пожеланий на будущее. Победителям конкурса были вручены ценные призы от компании МТС. А после награждения для всех участников конкурса была проведена экскурсия по залам Радищевского музея.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений