Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Портрет красавицы и сакуры цветенье» Японская гравюра укиё-э в книжных изданиях Радищевского музея

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

С мая по август 2018 года в картинной галерее Вольского краеведческого музея будет работать выставка, приуроченная к Году Японии в России. Представленная в современных изданиях из музейного книжного фонда японская гравюра укиё-э знакомит с творчеством Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тории Киёнага и других знаменитых мастеров середины XVIII – начала XIX века. Основу экспозиции составили факсимиле цветных ксилографий из альбома «Японская классическая гравюра. 1760-1830», изданного в ленинградском издательстве «Аврора» в 1990 году.

Гравюра укиё-э, самобытное художественное направление, просуществовавшее в японской культуре с середины XVII до первой половины XIX века, сыграло огромную роль в мировом искусстве. Яркая, изысканная, экзотическая гравюра явилась источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле импрессионизма, постимпрессионизма; российских мастеров творческого объединения «Мир искусства» и многих других направлений рубежа XIX-XX веков.

Гравюра укиё-э, основанная на принципах живописи, включала в себя и каллиграфию, и поэзию, и декоративно-прикладное искусство. Исполнялась она в ксилографической технике, известной в Японии с глубокой древности, и уже к XVII веку была поднята до высот подлинного искусства. В течение своего двухсотлетнего развития она сохраняла единый стиль и способ печатания.

В отличие от ранних гравюр на дереве, вмещающих в себя буддийское понятие высшей неземной реальности, укиё-э была призвана изображать мир многообразных земных радостей и мимолетной, ускользающей жизни. Вечно волнующийся океан явлений природы, легкое порхание бабочки, кратковременное цветение сакуры и проходящая красота женщины — все эти «картины изменчивого мира» воплотила в себе гравюра укиё-э. В поэтическом представлении будней и красот мира непременно улавливалось напоминание о бренности и недолговечности всего прекрасного.

Излюбленными жанрами классической японской гравюры стали бидзин-га (портреты красавиц) и якуся-э (изображения актеров театра кабуки). Со временем эти темы дополнились жанрами: фукэй-га (пейзаж), катё-га (цветы и птицы), муся-э (изображения знаменитых самураев), а также сюжетными композициями литературных произведений и военных хроник.

Одной из самых популярных тем на протяжении всей истории существования укиё-э было изображение красавиц, имевших по эталону того времени овальную форму лица, изогнутую шею и маленький рот. Воспеванием женской красоты прославились такие японские художники как Тории Киёнага, Кацусика Хокусай, Кэйсай Эйсэн. Прекрасные портреты своих современниц создал Судзуки Харунобу, с именем которого связано введение техники полихромной цветной печати, названной нисики-э (парчовые картинки).

Героинями произведений художников становились обитательницы увеселительных заведений, продавщицы из чайных домов, а также прекрасные гейши, игравшие значительную роль в жизни Японии того времени. Эти женщины славились не только своей красотой, но и образованностью, великолепным вкусом и изысканными манерами. Именно они задавали тон моде, поэтому гравюра быстро становилась не только произведением искусства, но и своеобразной рекламой.

Развитие жанра якуся-э было обусловлено огромной популярностью актеров столичного театра кабуки. Новаторами в традиционном жанре театральной гравюры выступили Кацукава Сюнсё, Тосюсай Сяраку и Иппицусай Бунтё. Они впервые стали изображать актеров как конкретных личностей, добиваясь портретного сходства, в то время как на более ранних гравюрах отличить изображенных на них актеров можно было только по их личным гербам на одежде.

В начале XIX века популярной темой укиё-э становится пейзаж (фукэй-га), традиционный жанр, нашедший новое осмысление. Он включает в себя уже не отвлеченные образы, а конкретные изображения, воспевавшие красоту и величие родной природы. Мировую известность в этом направлении получил талантливый художник, поэт и философ Кацусика Хокусай, передавший в своих знаменитых сериях гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи», «Сто видов Фудзи» бренность и скоротечность человеческого бытия.

Его современник, замечательный мастер Андо Хиросигэ, также работающий в жанре пейзажа, запечатлел прекрасные ландшафты в сериях гравюр «Сто видов Эдо» и «53 вида Токкайдо». Большой интерес представляют также и его тонкие работы с изображениями прекрасных цветов и разнообразных птиц (жанр катё-га).

Несколько жанров гравюры укиё-э воплотило в себе творчество не менее известного японского художника Китагава Утамаро. Изображая красавиц (серии «Прекраснейшие женщины современности», «Испытания верной любви», «День и часы девушки» и другие), актеров театра (серия «Драма Тюсингура в исполнении знаменитых красавиц»), он обращался и к бытовому жанру. Созданная им серия гравюр «Шелководство» знакомит с картинами повседневной жизни: «Женщины собирают плоды шелковицы», «Распаривание коконов», «Сушка шелка».

Знаменитые японские художники Хокусай, Хиросигэ, Утамаро и другие замечательные мастера, работающие в конце XVIII — начале XIX века, в «золотой век» гравюры укиё-э, принесли японской гравюре большую популярность и всеобщее признание.

Благодаря особому национальному колориту, чувству линии, необычным ракурсам и изысканным сюжетам, привлекавшим внимание художников многих стран и поколений, гравюра укиё-э остается притягательной до настоящего времени.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"