Дар Нэлли Фёдоровны Кременской Радищевскому музею. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Китеж-град

Имя Нэлли Фёдоровны Кременской в Саратове знают многие. Её мастерские резные работы всегда бывают замечены на выставках и фестивалях, саратовских и московских... В 1974 году саратовская журналистка и неутомимая путешественница Нэлли Кременская попала в Литву, там, в Каунасском музее, увидела резное дерево литовских мастеров и была захвачена этим искусством. Стала резать самостоятельно. Постепенно, через ссадины, порезы, неимоверную физическую нагрузку осваивала дело, которое по трудности не всякому мужчине по плечу. Пришла к собственному стилю. В нём — характер нашей резчицы. Она ценит остроту столкновений, юмор, гротеск. Восхищение зрителей стало привычным для художницы. Другое отношение представить трудно. Разве не чудо, что изящная женщина в состоянии вырезать из древесного блока целые картины?

Нэлли Фёдоровна не повторяет ничьих композиций, что для большинства резчиков является делом обычным. В её сознании теснятся творческие идеи. Только успевай! Нэлли Фёдоровна - филолог по образованию. В последнее время её узнали и как талантливого литератора, автора романа «Колпак Буратино», изданного при поддержке Саратовского министерства культуры в 2010 году, рассказов, регулярно печатающихся журналом «Волга». Почему именно сказочные сюжеты выбирает Нэлли Фёдоровна для резных работ? Ответ ясен: само дерево, когда углубляется в него инструмент резчика, раскрывает удивительные узоры текстуры, они и направляют фантазию художника в мир волшебства, поэзии, сказки, приподнимают над обыденностью...

Дерево мягкое, липа. Оно всегда было на первом месте у мастеров-резчиков. И фактура красивая и режется сравнительно легко…Пробовала берёзу, осину... В конце концов, пришла к … лиственнице! Её древесина тверда, как камень и требует неимоверных усилий резчика. Постоянно затачивает она свой резец. Зато и красота цвета, текстуры лиственницы, не сравнятся ни с чем.

Нэлли Фёдоровна любит обрабатывать детали и не признаёт лакированной поверхности. Только полировка...вручную. Дерево, оказывается, может источать любовь, завораживать. Неудержимо хочется к резному дереву Нэлли Фёдоровны прикоснуться, погладить...

Раздумывая о судьбе своих резных работ, рождавшихся тяжкими трудами и даривших великие творческие радости, Нэлли Фёдоровна несколько лет назад пришла к решению передать четыре работы Радищевскому музею. В начале наступившего 2017 года их можно было видеть на выставке «Секреты бабушкиного сундучка» в стенах музея. В книге отзывов оказалась запись: « Почему так мало работ Н. Кременской?».

Недавно художница сделала следующий шаг: подарила музею все работы, выполненные в лиственнице, самое главное, самое ценное, что удалось создать...

Приведём их список:

Аленький цветочек. Лиственница, резьба 94х32х5 см.

Рыбки золотые. Лиственница, резьба 79х28х4,5

Баба Яга в полёте. Лиственница, резьба 79х18х4 см.

Садко Лиственница, резьба 88х31х5 см.

Илья Муромец и Соловей-разбойник Лиственница, резьба 32х128х6 см.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч Лиственница, резьба 46х79х6 см.

Бой Руслана с Головой Лиственница, резьба 46х108х4,5 см.

Лиственница - она вечная, как и искусство, как, надо надеяться, и музей... Благодарственное письмо дарительнице содержит следующие слова: «...За время существования Радищевского музея... музейная коллекция росла в значительной мере за счёт подношений и даров художников, коллекционеров, любителей искусства. Рады, что эта традиция не иссякает в наши дни и дело, начатое А.П. Боголюбовым, продолжают люди, знающие и любящие искусство. Ваш дар стал частью музейного собрания, а Ваше имя теперь — в ряду щедрых дарителей Радищевского музея».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений