• Саратовский Монмартр
Мастер-классы, инсталляции и оперные арии – на восьмой Ночи музеев каждый мог найти что-то по вкусу.

В 2005-м всего несколько российских музеев впервые стали участниками международной акции «Ночь в музее», а уже с 2006-го она начала победное шествие по всей стране. Радищевский музей в тот год первым в Саратове открыл двери для посетителей ночью, а в эти выходные «Ночь музеев» прошла здесь в восьмой раз. Организаторами акции была сформирована масштабная и разнообразная программа – действительно на любой вкус.

Гостям предлагался настоящий «арт-калейдоскоп» - от классики в историческом здании Радищевского музея до новейших течений в Доме-музее Павла Кузнецова.

С нынешней Ночью совпал завершающий этап работы фестиваля современного искусства «Арт-Саратов», когда множество горожан могли стать свидетелями работы открытых мастерских. На площадке перед Саратовской облдумой работали художники, на глазах у публики создавая свои творения. Живописцы Сергей Саков, Андрей Ванин, Алексей Васильев, Геннадий и Елена Панфёровы и другие встали за мольберты в шесть часов вечера, чтобы в режиме реального времени, до наступления темноты любой желающий мог видеть, как создаются портреты и композиции. Кто-то отталкивался от собственного воображения, а кто-то работал с натурой, — причем сходство с реальной моделью, позирующей художнику, можно было оценить здесь же, сделав кадр на память. Согласитесь, прикоснуться, пусть даже взглядом, к рождению картины для Саратова – большая редкость.

Ещё необычнее было наблюдать за саратовскими скульпторами – Василий Кузьмин предпочёл лепке работу над эскизами, а Николай Бунин и Андрей Щербаков работали над созданием скульптурных портретов – Бунин на улице, Андрей Щербаков – в зале на Первомайской. Какой же это недюжинный труд — за несколько часов, отвлекаясь на знакомые и незнакомые лица, создать реальный женский образ! В жизни создание скульптуры гораздо более трудо- и энергоёмко, чем создание картины. Но Андрей и Николай рискнули – и продемонстрировали настоящий мастер-класс. Здесь же, в помещении на Первомайской, прошли открытые мастерские Алексея Карнаухова, Романа Кирина, Людмилы Маханьковой.

Между импровизированными площадками расположился ещё один объект безусловного внимания – «Шахматная доска», завершённая усилиями художников – участников фестиваля «Арт-Саратов». На открытии фестиваля клеточки доски были не заполнены. И вот работа завершена — получилось здорово! Эта доска — и коллективный труд многих художников, и полноценный арт-объект, эффектный по цвету и уравновешенный по композиции цветовых пятен. И если кто-то не успел прийти сюда во время фестиваля, советую выбраться – пока и «Шахматная доска», и полотна участников фестиваля органично взаимодействуют друг с другом.

Вдоль по «Течению»

С трудом оторвавшись от мастер-классов ещё засветло имело смысл отправиться в Дом-музей Павла Кузнецова, где в канун Ночи музеев прошла презентация проекта «Течения». Последнее время на выставочных площадках всё чаще нашим взорам предстают не только холсты и листы, но и всевозможные арт-объекты, инсталляции, перфомансы. Участниками выставки «Течения» стали Михаил Ле Жень, Николай Аржанов, Александр Гнутов, Андрей Голубцов и другие. Миша Ле Жень, имеющий успех далеко за пределами Саратова, представил две видеоинсталляции на тему «Кинетические объекты»: «Якорь», 2010 и «Ямаха», 2012. Гнутов показал свою графику и видео «Девятый бессмертный», группа художников — фотоинсталляцию «Смерть и свобода».

Своеобразные идеи «концептуалистов» на глазах у гостей дома и с их непосредственной помощью трансформировались в Ленту Мёбиуса, Улавливатель снов и желаний, в Метаморфозы и т.д. Николай Аржанов, автор одного из проектов: «Лента Мёбиуса – символ бесконечности. Бесконечность тождественна вечности. На этой ленте любой желающий мог изобразить то, что, по его мнению, заслуживает вечности». Огромная лента Мёбиуса находилась под крышей беседки, вторая, действительно бесконечная, — на столе в руках у посетителей музея.

Проект «Метаморфозы» представлял собой срез уличного искусства Саратова, здесь каждый из его 10-и участников (Азалия Азизова, Александр Васильев, Константин Антонов, Олег Зябкин, Евгений Мулук и др.) создавал визуализацию на одном из больших кубов. А зрители включались в интерактив, расписывая маленькие кубики. Вместе с Александром Гнутовым они могли создать арт-объекты из остатков бумаги, картона, проволоки и т.д., посетив «Трэш-арт для всех».

Как всегда в Кузнецовском, на заборе были развешены рисунки, в саду проводились мастер-классы, и всё это сопровождалось запахами трав и ещё цветущей сирени. Часть публики явно никуда не торопилась, словно попав под магическое воздействие этого сада и его атмосферы. Особенно романтично выглядел полупрозрачный павильон из скотча, где каждый желающий мог приклеить бабочку с записанным на ней желанием и взять на память другую, становясь участником «общего сна». Вечером же, ближе к завершению акции, состоялся перфоманс «Заземление». Группа SoilCult (аудио, видео) так прокомментировала его: «Это ритуальное действие даст возможность всем присутствующим “заземлиться”, снять “статический заряд”. Цель нашего творчества проста – так мы путешествуем и приглашаем нашу публику на прогулку».

Цветам былого нет забвенья

Каждый год перед историческим зданием Радищевского музея выстраиваются длинные очереди – несмотря на то, какую бы насыщенную программу не предлагали другие саратовские музеи. Наверное, каждый уважающий себя человек считает необходимым хотя бы раз в году прикоснуться к шедеврам классического искусства, и для кого-то Ночь музеев – прекрасный повод для этого. Повод для встречи с искусством, общения с друзьями, открытия нового творческого начала в себе или в своих детях.

Кстати, дети здесь явно не скучали. В вестибюле их встречала беспроигрышная лотерея «Арт-сувенир», в цокольном этаже – выставка учеников Саратовской художественной школы, подготовленная её педагогом Натальей Никифоровой. Не забыли здесь и про интерактив – игру «Золотой ключик», смысл которой в творческом самопознании. Шагнув вправо или влево от стендов с детскими рисунками и коллажами, можно было оказаться в «Шляпной мастерской» или на мастер-классе по созданию великолепных причесок.

Если в прошлом году в подобной мастерской можно было примерить разные шляпки и почувствовать себя в различных образах, то в этом году предлагалось смастерить шляпку своими руками – под руководством энтузиастов своего дела. «Причуды галантного века» дошли до нас в виде причесок в стиле Марии-Антуанетты в исполнении салона «Beauty art». А приметы, детали и образы галантного века сохранились в картинах, скульптуре, фарфоре, шпалерах, которые зритель благоговейно созерцает на постоянной экспозиции Радищевского музея.

Для тех же, кто хорошо знает основную коллекцию музея была счастливая возможность прикоснуться к совсем новым выставкам, открытым в апреле нынешнего года. Поклонников классики буквально притягивали «Акварели и рисунки А.П. Боголюбова», выставленные после реставрации ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Акварельные и карандашные виды волжских и морских берегов, Венеции, Рима, Сорренто не только демонстрируют уровень мастерства Боголюбова и его потрясающие технические возможности – его графические листы признаны самым поэтическим наследием Алексея Петровича. В них раскрывается тонкость его русской души, европейская образованность, открытость и широта взглядов гражданина мира.

Ещё один новый графический альбом музея приближает к истокам саратовской художественной традиции «Цветам былого нет забвенья…». На этой небольшой выставке на 2-м этаже музея, перед тем как приблизиться к полотнам известных русских мастеров начала ХХ века, можно увидеть рисунки, эскизы и акварели многих из них. Тот же Уткин, тот же Борисов-Мусатов и Павел Кузнецов, те же Савинов и Матвеев, но в другом ракурсе, в другой форме – и как прекрасно этот графический альбом дополняет картины основной музейной коллекции! Не могу не отметить работу экскурсоводов, сопровождающих гостей, – они наполнили музей ещё большим обаянием и жаждой знания.

Все выставки на Ночи музеев можно было созерцать в сопровождении музыки, поэзии, театрального действа в исполнении музейного театра-студии АРТи Ко, представлявшего сцены разных исторических эпох. А кульминацией праздника в историческом здании Радищевского музея стал концерт артистов Саратовского театра оперы и балета, состоявшийся в Петровском зале. Чувствуется, что музейные стены прекрасно подходят для всех видов искусств – и в соединении с классической музыкой живописные полотна буквально играют на окружающих их стенах. От оперного театра выступали импозантный Михаил Журков, обаятельная Ольга Кочнева и блистательный Владимир Верин – программу из арий и романсов гости слушали, затаив дыхание. По окончанию концерта всем пришедшим в музей не хотелось расходиться, и многие строили планы попасть сюда ещё раз – совсем не обязательно ночью.

Юлия Сергеева
агентство деловых новостей «Бизнес-вектор»
«Саратовский Монмартр»

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений