• Альфа и Омега знания
С 24 мая по 23 июня 2013 года в библиотеке Саратовского государственного художественного музея работает выставка «Свет дневной есть слово книжное…».

Книга на протяжении многих веков была важнейшим средством коммуникации и информации. Сама ее форма - сшитые под переплет листы - возникла недавно в сравнении с возникновением письменности: достаточно вспомнить древнеегипетские папирусы, глиняные библиотеки Ассирии, узелковое письмо майя. Временем возникновения книги считаются Средние века, когда папирус был заменен пергаментом, который легко гнулся и был экономичнее. Еще более её удешевило возникновение и производство бумаги, хотя на протяжении XVII – XIII веков книга была необыкновенно дорога. Она создавалась переписчиком (а грамотные люди были тоже на вес золота), заглавные буквы отличались необыкновенной роскошью. Вес подобной книги мог выдержать только деревянный переплет, в который её и «заковывали», часто сцепляя замочками, чтобы гигантский том не распадался. Переплет обтягивался кожей или бархатом, украшался полудрагоценными камнями. Подобные книги были очень дороги, и поэтому они были статьей престижа. Хорошо оформленную рукописную книгу в Западной Европе можно было обменять на имение или упряжку лошадей. Дешевле она стала только после изобретения книгопечатания. Н. М. Карамзин писал, что он знает два великих открытия человечества – изобретение письменности и изобретение печатного станка. Знание, которым владел человек, не уходило вместе с ним и не претерпевало изменений от устной передачи – оно могло быть зафиксировано и сохранено для потомков.

26 мая 2013 года исполняется 1150 лет славянской письменности. Этот праздник – повод поговорить о русском языке и письменности, важности образования и многом другом.

Радищевский музей представляет в этот праздник редкие книги из своей коллекции. Самой древней книгой на Руси, написанной кириллицей, является Остромирово Евангелие (1056-1057). Оно было создано по заказу посадника Остромира дьяконом Григорием. Радищевский музей располагает фотолитографической копией XIX века этого уникального издания, и на выставке можно увидеть его отдельные страницы. Традиция создания рукописных книг просуществовала в России вплоть до XX века, и на выставке можно увидеть ряд подобных изданий. Самым «роскошным» можно назвать Евангелие XVIII века, украшенное красочными заставками и буквицами, акварельными миниатюрами, изображающих четырех евангелистов. Ее оформление – подтверждение того, что было сказано об оформлении рукописной книги в Средние века. Рядом с «Евангелием» XVIII века – рукописный «Новый завет», жития святых и Богородицы. Все они представляют почти неизмененную традицию почти десяти веков старославянской книги. Более того, традиции оформление рукописной книги сохранились в книге старопечатной. На выставке этот пласт древнерусской культуры и письменности представлен «Новым заветом», изданным в 1692 году.

Поворотным этапом в отечественной книжности стал XVIII век. Реформами Петра I в 1707 – 1710 гг. было изменено написание старославянских букв, появился новый гражданский шрифт, более удобный для светской деятельности и боле понятный для нас. Но религиозные издания по-прежнему выходили на старославянском языке. Это евангелия, жития святых, молитвенники XVIII –начала XIX века, изданные Москве, Чернигове, «Киево-Печерской лавре. Их можно также увидеть на выставке и на реальных исторических предметах осознать связь веков и поколений через старославянский шрифт и православный текст.

И последнее. Выставка иллюстрирует многовековой культ книги, сложившийся в России. Он восходит к изречениям, приписываемых Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху: «Свет дневной есть слово книжное…», «Книжное слово в жемчугах ходит…».

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений