Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Нидерландская миниатюра старинного манускрипта

С 16 мая по 16 июля 2013 года Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева и Художественный музей в городе Вольске Саратовской области представляют выставку редких книжных изданий «Бревиарий кардинала Гримани XV-XVI веков в репринтном издании начала XX века» из собрания Радищевского музея. Выставка приурочена к Международному Дню музеев.

Саратовский Радищевский музей гордится не только своими богатейшими коллекциями живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, но и замечательным собранием книжных памятников. В нем хранятся бесценные библиографические редкости – первое издание «Путешествие из Петербурга в Москву», напечатанное А.Н. Радищевым в собственной типографии в 1790 года. А также книги с автографами художников, писателей и ученых, старообрядческие рукописи, старинные фотографии и открытки, авторские книги художников и множество других отечественных и зарубежных памятников книжности XVI-XXI веков.

Одно из сокровищ музейной библиотеки – выдающееся лейденское издание 1903-1910 годов. Книга скопирована с великолепного манускрипта рубежа XV-XVI веков – Бревиария, старинной литургической книги с календарем праздников, молитвами, текстами церковных служб, отрывками из Ветхого и Нового Заветов.

Сама бесценная рукопись Бревиария – 831 лист тончайшего фламандского пергамента в драгоценном кожаном переплете – хранится в библиотеке Марчиана собора Святого Марка в Венеции. Более четырех веков эта реликвия была скрыта от глаз широкой публики, сначала в частном собрании венецианского кардинала Доменико Гримани (1461-1523) и его семьи, а затем в хранилище сокровищ собора Святого Марка.

Только в начале XX века нидерландские издатели сумели получить разрешение Министерства просвещения в Риме и выпустили репринтное издание Бревиария Гримани, подарив миру уникальную возможность увидеть старинную рукопись. Небольшой тираж печатали более 6 лет при участии трех стран – Нидерландов, Италии и Германии. Хромолитографии с миниатюр и страниц книги были выполнены в Берлинской литографии А. Фриша. В результате появилось еще одно непревзойденное произведение книжного искусства – 12 томов большого формата с 1581 страницей латинского письма и великолепными миниатюрами нидерландских мастеров рубежа XV-XVI веков. Когда-то эти 12 томов репринтного издания принадлежали балаковскому купцу, собирателю старины и щедрому меценату П.М. Мальцеву, а в 20-е годы XX века были переданы в Радищевский музей.

Текст Бревиария Гримани написан строчным готическим письмом на латинском языке в 2 столбца, по 31 строке в каждом. В книге 78 больших иллюстраций, выполненных в размере оригинального листа рукописи, и огромное количество маленьких сюжетных миниатюр, инициалов, рамок и концовок. В их создании приняли участие мастера двух фламандских городов Гента и Брюгге – Бенинги и Хоренбоуты (Bening, Horenbout).

Открывают Бревиарий 24 листа иллюстрированного календаря, по два на каждый месяц года, с миниатюрами, размещенными слева на развороте книги, и представляющими традиционные для средневековой живописи сюжетами месяцев, а также календарем религиозных праздников – справа, на лицевой стороне листа.

«Январь» открывает год роскошным пиром. В «Феврале» мы видим трогательную сценку у крестьянского очага. В «Марте» – пахоту и посев. «Апрель» – это время свадебных шествий, а «Май» – праздничных прогулок в лес. В «Июне» начинается покос, в «Июле» – жатва и стрижка овец. «Август» – месяц соколиной охоты. В «Сентябре» собирают виноград, а в «Октябре» боронят и сеют озимые. С «Ноября» начинаю откармливать свиней собранными желудями. И «Декабрь» завершает круговорот времени охотой на кабана, чтобы вновь начать год январским пиршеством.

Другие миниатюры с библейскими сюжетами размещены в манускрипте без строгой хронологической последовательности и привязки к тексту, что характерно для религиозных книг. Страницы украшают бесчисленное множество сюжетных и орнаментальных миниатюрных иллюстраций. Можно увидеть цветы и насекомых, птиц и морские раковины, домик отшельника в ветвях дерева и фигурки людей – все вместе они составляют витиеватый орнамент для текста.

Помимо своего культового назначения, Бревиарий выполняет и просветительскую роль – прекрасно прописанные миниатюры в старинных рукописях подчас рассказывают нам о жизни стародавних времен гораздо больше, чем тексты на нескольких страницах книги. Благодаря искусству художника, его трудолюбию, наблюдательности и таланту, мы узнаем людские нравы и характеры того времени, широту взглядов человека возрождения, его познания в естественных науках, архитектуре, можем увидеть детали крестьянского быта и роскошную праздность господ, особенности костюмов эпохи и премудрости ведения хозяйства.

Оригинальная рукопись Бревиария Гримани и по сей день остается недоступной вниманию широкой публики, но благодаря изданию начала XX века, зрителям предоставляется замечательная возможность увидеть великолепный шедевр, по красоте своей сравнимый со знаменитым Роскошным часословом герцога Беррийского работы братьев Лимбургов. Страницы репринтного издания передают красоту и живописность рукописной книги. Благодаря огромной работе, проделанной издателями, исследователями, фотографами и печатниками, у зрителей есть уникальная возможность самим оценить красоту старинных миниатюр и искусность рукописного текста великолепного шедевра Возрождения – Бревиария кардинала Гримани.

При использовании данной публикации ссылка на сайт «Новости Радищевского музея» обязательна.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры