В.З. Пурыгин «Весной. Хвалынск». Выставка одной картины

10 мая 2013 года в Хвалынском филиале Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева открылась выставка картины известного самарского живописца, заслуженного художника России Валентина Захаровича Пурыгина (1926-2002) «Весной. Хвалынск». Произведение было написано в 1970 году и тогда же подарено автором музею К.С. Петрова-Водкина.

Многие произведения В. Пурыгина можно рассматривать как обобщённый образ русской природы, и прежде всего, картины о Волге. «Лик Волги,- говорил мастер,- как лицо человека. Оно бывает разным, то радуется, то ликует, то печалится, то сомневается. Если Волга сверкает серебристо-свинцовым блеском в серый день, значит, она о чём-то раздумывает, волнуется. Иногда она живёт в борьбе, преодолевая стихию ветра, который дует против течения. Великая река - лик русского народа».

На картине «Весной. Хвалынск» изображен вид с возвышенной северной части города на утопающие в зелени садов невысокие одноэтажные домики, расположившиеся вдоль берега Волги. Высокая линия горизонта отводит небу чуть более четверти холста, ниже узкая полоса реки, но выделенная светлым желтоватым тоном Волга притягивает взор и является равноценным элементом пейзажа, а не только фоном, на котором выразительно читаются силуэты деревьев, домов, пожарной каланчи. Река вносит в городской пейзаж ощущение близости могучей стихии. Неяркий дождливый майский день. Слева, за дощатым забором, пышный куст распустившейся сирени. Размытая весенними дождями дорога уводит взгляд вглубь композиции, за почерневший от времени и влаги деревянный дом. Движение слева направо подчеркивается фигурками женщины в красном платке и еще двух прохожих в голубоватых одеждах. Этими стаффажными фигурками почти ограничиваются цветовые акценты в картине. Общий колорит работы сдержанный, доминируют коричневый, свинцовый и холодный зеленый. Мазок свободный, широкий, корпусный. Чувствуется дыхание влажной земли, прозрачность весеннего воздуха. Спокойная гладь пробудившейся после зимнего сна Волги оживлена движением баржи. Вертикали столбов и пожарной каланчи не разбивают общее движение, а организуют связь разных планов. Холодное пасмурное небо в клочковатых облаках придает пейзажу суровое, эпическое звучание. Картина «Весной. Хвалынск», как, впрочем, и всё творчество В. Пурыгина, полностью свободны от той умилительности, в которой многие видят поэзию русского пейзажа. В своих пейзажах Пурыгин стремится передать в конкретных волжских мотивах неброскую красоту родной земли. Валентин Захарович Пурыгин родился в 1926 году в Саратовской области, в селе Осиновка, в крестьянской семье, которая в 1931 году переехала в Самару. Здесь в студии старых самарских мастеров Подбельского и Краснова будущий художник получил первые уроки рисунка и живописи. С 1939 года по 1944 он учился в Московской средней художественной школе, где занимался вместе с будущими известными мастерами живописи Г. Коржевым, П. Оссовским, братьями А. и С. Ткачевыми, В. Стожаровым, А. Тутуновым, а затем - до 1950 года, в Художественном институте имени Сурикова, в мастерской Г. Ряжского. В Самару - тогда Куйбышев - Пурыгин вернулся в 1951 году. Валентин Захарович Пурыгин явился подлинным певцом природы Поволжья. Художник говорил: «Средняя Волга – интересный край, пожалуй, самый интересный в Поволжье… Своеобразные контрасты, какой-то особенный ритм жизни…Жигули…А за Волгой уже начинаются степи, и это уже чувствуется во многом: полынь, степные ветры гонят облака. В нашем пейзаже есть эпичность». Работы Пурыгина неоднократно демонстрировались на областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. На десятках его полотен запечатлены все времена года, изменчивые «настроения» погоды. В каждой картине - свой колорит, своя неповторимая, берущая за душу нота. Есть полотна, на которых читаются отголоски разных живописных манер и техник, тем не менее, и в них преобладает индивидуальность автора.

В начале семидесятых годов В. Пурыгин несколько раз приезжал в Хвалынск. Он подружился с директором Хвалынского краеведческого музея, художником Ф.Г. Пичиенко. Валентин Захарович полюбил хвалынскую весну. Он приезжал один или с сыновьями в ту замечательную майскую пору, когда роняли лепестки яблони и набирала цвет сирень, останавливался в одном из кабинетов картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина, входившей тогда в состав краеведческого музея. На этюды Пурыгин часто ходил с хвалынским художником Г.И. Лбовым. Иногда работал в его цветущем саду. О Пурыгине в нашем городе помнят как о человеке с бурным темпераментом, ярком, эмоциональном, безгранично преданном искусству. В собрании Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина также представлено масштабное полотно Пурыгина «Пейзаж с сорокой», написанное на основе хвалынских этюдов, которые были выполнены весной 1970 года. Наш город вдохновил мастера на создание таких произведений, как «Под Хвалынском» (1971), «Сады цветут» (1981).

Художник прожил большую жизнь, и она далеко не всегда была легкой и безоблачной. В 1973 году Пурыгин переехал в Подмосковье (Загорск), а затем и в Москву. Но в 1979 возвратился в Куйбышев. С годами постепенно нарастал драматизм полотен, свидетельствовавший о бушевавших в душе мастера бурях. Особое место в творчестве Пурыгина заняли необычные, пронизанные языческими мотивами мифологические сюжеты с причудливыми фантастическими существами. Это некий бунт дикой, первозданной природы и протест самого художника против порою уродливых гримас человеческого прогресса.

В 2011 году в Самарском художественном музее, где хранится большая часть наследия Пурыгина, состоялась юбилейная персональная выставка художника. В статье В. Иванова, посвященной этой выставке, отмечается: «В своих работах мастер предстает человеком, много пережившим и далеко не всегда обласканным судьбой. Но таков уж крест неординарных творческих личностей, будь то поэт, живописец или актер. Несмотря на отсутствие во многих работах Пурыгина атмосферы идиллии, они не настраивают на пессимистический лад. В них огромный заряд энергии, ощущение сильной личности их творца, имеющего свой собственный взгляд на мир. Именно в этом магнетическая притягательность полотен Пурыгина».

Е.Пондина

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений