Выставка «Европейские принцессы на русском троне» в Балаковской картинной галерее

  • Портрет Шарлотты Христины Софии. Принцессы Брауншвейг-Врольфенбюттельской. I пол. 1710-х. Собрание Радищевского музея
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ОАО СЕВЕРСТАЛЬ

С апреля 2013 года в Балаковской картинной галерее, филиале Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, начинает работу выставка из фондов Радищевского музея «Европейские принцессы на русском троне», в рамках проекта «Под Высочайшим покровительством…»

Юбилей Императорского дома Романовых, отмечаемый в 2013 году, заставляет снова внимательно вглядеться в прошедшие четыре столетия. Задача настоящей выставки – привлечь внимание к женщинам, ставшим спутницами российских монархов и членов романовской династии.

Со времен Петра I повелась традиция международных браков: наследники престола женились на иностранных принцессах. Невесты русских цесаревичей имели, как правило, германское происхождение – это были дочери немецких ландграфов, принцев и герцогов. Единственным «исключением» из этого ряда была датская принцесса Дагмара, ставшая матерью последнего императора Николая II.

На выставке показаны живописные, графические и скульптурные изображения женщин, чья жизнь была тесно связана с историей российского трона – от кронпринцессы Софии Шарлотты до императрицы Марии Федоровны.

Представителей российского монаршего дома писали многие русские и иностранные художники. Праздничным великолепием и блистательной пышностью отличаются портреты кисти И.-Б. Лампи и В. Эриксена, стремившихся придать царственной модели возвышенные и добродетельные черты.

Образ Екатерины, единственной иностранной принцессы, ставшей самодержавной властительницей, всегда привлекал внимание художников. Вторая половина XVIII и начало XIX столетия в России отмечены расцветом резцовой гравюры. Наивысшие достижения в этой технике связаны с именами Е.П. Чемесова и Н.И. Уткина. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» выполненная Н.И. Уткиным с оригинала В.Л. Боровиковского получила общеевропейскую известность и была признана «одним из капитальнейших листов XIX века».

Большим успехом при российском дворе пользовался французский мастер миниатюры Ж.-А. Беннер, создавший в 1817 году по заказу Александра I цикл портретов семьи Романовых – романовскую сюиту. Вскоре в Париже с этих эмалей были издан альбом с гравюрами, авторами которых были Ж. Меку, Ш. Жоанно, Ф. Йон, А. Ж. Купе.

Портреты членов российского монаршего дома были востребованы современниками как средство образования подрастающего поколения. В 1850-х годах в Петербурге выходило предназначенное для воспитанников военных заведений издание «Императорский царственный дом Романовых» с литографированными и раскрашенными акварелью портретами, многие из которых были выполнены с эрмитажных оригиналов.

Представительницы романовской династии были увековечены и в скульптуре. Среди экспонатов выставки – скульптурный портрет Екатерины работы Ж.-Д. Рашетта по известнейшему образцу Ф.И. Шубина, а также небольшие бюсты Екатерины, Павла Петровича и его жены Марии Федоровны (немецкой принцессы Софии Доротеи Вюртембергской), сделанные на Севрской фарфоровой мануфактуре по моделям Л.С. Буазо.

Супруга Павла I Мария Федоровна славилась своими талантами в рисовании и вышивании. Одним из ее увлечений было также изготовление медальонов по образцу античных камей. Два профильных изображения Павла I и Александра I, сделанные рукой венценосной художницы, дают представление о ее высоком профессионализме. Умением рисовать и писать акварелью отличалась и другая Мария Федоровна (супруга Александра III), бравшая уроки живописи у А.П. Боголюбова. Замысливая Радищевский музей в Саратове, Боголюбов вместе с картинами подарил в коллекцию ценные документы, среди которых фотографии Марии Федоровны с мужем и детьми, а также сделанное по эскизам В.М. Васнецова меню торжественных обедов в честь коронации ее сына Николая II.

Становление фарфорового производства в России во многом обязано дому Романовых. Основанный в 1744 году при Елизавете Петровне Императорский фарфоровый завод обрел вторую жизнь в эпоху Екатерины II. Завод работал, в основном, для нужд императорского двора. Особый интерес представляли сервизы для дворцов и резиденций, порой состоявшие из нескольких тысяч предметов. На выставке экспонируются тарелки из популярных сервизов «Капустные листья», «Корбиевский», декоративные вазы, а также продукция частных заводов Ф. Гарднера и братьев Корниловых, имевших статус поставщиков Двора Его Императорского Величества. Большим спросом при дворе пользовались также изделия мейсенской, берлинской и копенгагенской мануфактур.

Судьбы иноземных принцесс в России складывались по-разному: некоторым из них так и не суждено было взойти на русский престол, иные, став государынями, прожили долгую и счастливую жизнь, были верной опорой своим мужьям. Они участвовали в создании благотворительных организаций, способствовали открытию образовательных и воспитательных заведений, покровительствовали искусствам и наукам, были попечительницами различных обществ. Выставка дает уникальную возможность прикоснуться к прошлому, заново оценить роль женщины в культуре и истории страны.

Ангелина Ступина, научный сотрудник Радищевского музея

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений