Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Русское искусство

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. П. БОГОЛЮБОВА

В экспозиции зала находится 80 работ А. П. Боголюбова. Они дают возможность судить о том, как развивалось его творчество: от пейзажей выпускника Академии художеств до работ, где он предстает уже зрелым мастером, осознавшим свое предназначение, выработавшим свои приемы. Художнику довелось много путешествовать и по Европе, и по России, но в своих работах он почти никогда не акцентирует национальный колорит, выбирает мотивы,  которые не бросились бы в глаза неискушенному путешественнику. При этом он умел передать характер конкретной местности, определенное состояние природы. В равной степени чувствовал красоту французских, итальянских, голландских местечек, с особой любовью изображал прибрежные виды.

С годами росло техническое мастерство, умение отказываться от лишних деталей. В самой природе он ищет и находит композиционную выразительность, гармонию красок, настроения. Исследователи творчества А. П. Боголюбова называют отличительной чертой его небольших по размеру пейзажей сочетание очарования и живости, присущих этюду, и подлинную картинность в подходе к композиции, к точности колористических решений.


РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII- НАЧАЛА XX ВЕКА

Коллекция отечественного искусства в Радищевском музее справедливо считается одной из лучших в России. В экспозиции представлены наиболее известные и значимые произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Русское искусство XVIII – начала XIX века связано со стремительным процессом европеизации отечественной культуры. Особое место в этот период занимает жанр портрета, обладающий и репрезентативным характером, и возможностью передать духовный облик человека данной эпохи. Представлены полотна работавших в России иностранных мастеров. Но наиболее интересную и важную часть музейного собрания составляют камерные портреты кисти блестящих российских мастеров. 

Серьезное влияние на культуру России первой половины XIX века оказали война с Наполеоном и восстание декабристов. Искусство наполнено чувствами гражданской гордости, патриотического пафоса, позднее появляются разочарованность в возвышенных идеалах, смятение перед будущим. В этот период сосуществуют классицизм, романтизм, сентиментализм. Гуманистические идеалы пушкинской поры нашли отражение в творчестве  наиболее выдающихся мастеров эпохи.

Во второй половине XIX века мастера реалистического направления стремились правдиво изобразить жизнь российского общества. В Товариществе передвижников, созданном в 1871 году, преобладал дух демократизма. Передвижники устраивали свои выставки в разных городах России. Существовали и другие течения – академическое и салонное. Мастера этих направлений широко использовали всё многообразие стилей прошлого. 

Рубеж XIX–XX веков характеризуется неудовлетворенностью социальной и духовной жизнью общества, ожиданием перемен. В искусстве поиски нового изобразительного языка сопровождались быстрой сменой художественных теорий, активизацией выставочной деятельности и возникновением многочисленных объединений. В это время появляются талантливые мастера, стремившиеся на высоком профессиональном уровне выразить свое понимание гармонии и красоты и получившие мировое признание.


РУССКОЕ ИСКУССТВО ХVIII ВЕКА

Экспозиция русского искусства ХVIII – начала XIX века в Радищевском музее ярко подтверждает представление об отечественном искусстве этого времени как о веке портрета. Развитие портретного жанра связано со стремительным процессом европеизации культуры благодаря энергичным реформам Петра I. Некоторые произведения еще несут на себе отголоски иконописной традиции, но русские художники достаточно быстро приобщаются к достижениям европейской живописной техники, чему способствовало приглашение в Россию иностранных мастеров и знакомство русских живописцев с их  творчеством. 

Желание А. П. Боголюбова увековечить имя своего деда сделало Радищевский музей не только памятником знаменитому просветителю, но и хранилищем реликвий и фамильных портретов прославленной семьи.

 Это было  время господства парадного портрета, который должен главным образом запечатлеть социальный статус персонажа – важен костюм, парик, все регалии и атрибуты его положения в обществе. Парадный портрет, для которого характерны определенные каноны, стал одним из  средств самоутверждения  российского дворянства и эстетизации его жизни. Время витиеватых од и речей, длинных титулов и париков,  эмблем и метафор получило такое же высокопарное воплощение в официозной живописи парадных портретов. Характерные черты  репрезентативности особенно видны  в сравнении с интимным портретом, где автор выявляет духовную жизнь человека.


ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА

Рубеж  ХVIII–ХIХ веков в русской портретной живописи отмечен именами блестящих  талантов: Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. Камерные, небольшого формата портреты с акцентированием духовной жизни изображаемых людей тяготеют к индивидуальной характеристике персонажей,  составляют интересную и важную часть собрания живописи Радищевского музея. 

Высокий художественный уровень русской портретной живописи определяется не только произведениями выдающихся мастеров, но и портретами самобытных неизвестных художников, творчество которых порой удивляет смелостью живописных решений. Как правило, в любом крупном художественном музее хранится целый пласт произведений, со временем утративших сведения о принадлежности творчеству определённого художника. Большинство из них относится ко второй половине ХVIII – началу ХIХ века, времени расцвета усадебной культуры. Многие портреты мелкопоместных дворян были выполнены неизвестными художниками разной степени таланта и профессионального уровня, в творчестве которых соединились новые веяния в живописи с народными традициями.


РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Война с Наполеоном и восстание декабристов оказали серьезное влияние на общественное сознание и культуру России первой половины XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало» отмечено оживлением художественной жизни: активной выставочной деятельностью Академии художеств, появлением периодических изданий, возникновением интереса к коллекционированию отечественной живописи. Русское искусство этого времени наполнено чувствами гражданской гордости, патриотического пафоса. Но с воцарением Николая I постепенно появляется настроение подавленности, разочарованности в возвышенных идеалах, смятение перед будущим. Искусство этого периода прошло путь от классицизма через романтизм к реализму. Гуманистические идеалы пушкинской поры нашли отражение в творчестве  наиболее выдающихся мастеров эпохи: Ф. М. Матвеева, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, А. О. Орловского, С. Ф. Щедрина,  К. П. Брюллова, А. А.  Иванова.


РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Вторую половину XIX века в русском искусстве традиционно называют эпохой реализма. Мастеров критического реализма интересовали социальные и психологические конфликты, они видели темные стороны российской действительности и стремились правдиво их изобразить. В созданном в 1871 году Товариществе передвижников, которое устраивало свои выставки в разных городах России, преобладал дух демократизма. Однако в это время в искусстве существовали и другие направления – академическое и салонное. Первое связано с Санкт-Петербургской Академией художеств и продолжало ее традиции, идущие еще от классицизма и романтизма. Близким к академическому было салонное искусство, которое отвлекало от скуки повседневности, просвещало и одновременно радовало глаз. Мастера этих направлений часто показывали свои работы на выставках Академии. Многие из них были далеки от каких бы то ни было новаторских исканий и широко использовали все многообразие стилей прошлого.


РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

Русское искусство конца XIX – начала ХХ веков отмечено многообразием и необычайной интенсивностью творческих поисков. «Школой стремительности» называл этот период Александр Блок. Убыстренный  темп развития русского искусства был отражением повышенной уплотнённости социально-исторического процесса, мощных революционных толчков, усиливающих динамические тенденции эпохи.

Резкое размежевание всех живых сил русского художества породило творческие группировки и выставочные объединения: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи» – и  их яростное соперничество. Но буквально всем ведущим мастерам этой эпохи было присуще ощущение исчерпанности традиционной системы выразительных средств. Отсюда смелые формальные эксперименты и поиски источников обновления в творческом освоении иных художественных систем – искусства Средневековья и великих культур Востока.

Глубоко самобытным было в ту пору усвоение импрессионизма и наследующих ему новейших течений французской живописи. Разрыв между русской и передовыми художественными школами Запада в 1890–1900-е годы стремительно сокращался, а в сфере сценографии русские мастера опережали европейских. К середине 1910-х  русское изобразительное искусство шло в авангарде мирового художественного процесса. Крупнейшие мастера отечественной живописи и скульптуры этой поры представлены характерными и значительными произведениями. 


«САРАТОВСКАЯ ШКОЛА»

Заметная роль в искусстве начала ХХ столетия принадлежит художникам так называемой «саратовской школы». Её родоначальником был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. В его творчестве впервые выявились те черты, которые отличают наследующих ему мастеров. Своеобразие подхода Мусатова  к натуре предопределено чуткой восприимчивостью к достижениям импрессионизма, а также просветленной элегичностью его душевно-духовного склада. 

В 1907 году художники, преемственно связанные с наследием М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова, устроили в Москве выставку «Голубая Роза». Среди ее участников были  П. Кузнецов, П. Уткин,  Н. Крымов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, А. Арапов. Сплотившись вокруг журнала «Золотое руно», они создали первую в России группировку русского живописного символизма. Черты стилистической близости мастера «Голубой Розы» сохраняли долгие десятилетия.



Авторы текстов: Савельева Е.К., Приклонская В.В., Ступина А.С., Посохина М.В., Водонос Е.И. 



Наши партнеры