Коллекция Энгельсской картинной галереи

Коллекция Энгельсской картинной галереи насчитывает 228 единиц хранения (живопись - 90, графика – 134, скульптура - 4).

Начало её формированию было положено в апреле 1991 года, когда из Петербурга были привезены в Энгельс произведения А.А. Мыльникова: три живописных полотна «Весенний день», «Осенний день», «Тишина» (один из вариантов) и пять графических работ: «У реки», «Краснополье», «В поле», «Среди деревьев», «Зимняя дорога».

В 1997 году, в рамках празднования 250-летия Энгельса-Покровска, состоялось следующее дарение, а два года спустя работы были подарены будущей галерее с выставки «Учитель и ученики», организованной к 80-летию А.А. Мыльникова.

Знаковым произведением коллекции, несомненно, является «Портрет матери», написанный А.А. Мыльниковым в 1947 году. Вера Николаевна Мыльникова сыграла исключительную роль в жизни сына, становлении его как художника. Именно она и её сестра Мария Николаевна Зеленская создали атмосферу, в которой проявился его интерес к искусству, поддержали юношу в выборе профессии.

В облике пожилой женщины, уютно расположившейся с собакой на коленях на низкой тахте – покой и сосредоточенность. Детали фона решены лаконично, строго. Все внимание уделено модели.

Выделяется ряд пейзажей - жанра, который занимает в творчестве художника очень большое место. Тонко передают состояние и настроение природы средней полосы России живописные работы «Остров», «На Псковщине», «Осень», «У пашни». Внешняя созерцательность удивительным образом сочетается с ощущением внутреннего напряжения в пейзажах «Туман», «На озере», «Весенний день», «Пейзаж с козами». Природа для художника – партитура, которую он, виртуозный и тонкий исполнитель, стремится воссоздать в звучании доступном и близком человеческому сердцу («Поздний вечер», «У реки», «Весна»).

Галерее переданы два варианта одной из самых известных работ А.А. Мыльникова «Тишина». Замысел её родился как воспоминание о вечере в Михайловском, на берегу Сороти. «Один такой вечер…может многое поправить в человеке, надо его только увидеть. Вот мне и хотелось, чтобы в этой картине живописи как бы и не было вовсе, чтобы и мысли о ней у зрителя не было, а был только этот час, когда остается земля, небо и вода, когда даже птицы смолкают, и рыбы не плещут, вслушиваются в тайну молчания»,- вспоминал А.А. Мыльников.

Графика художника представлена также в основном пейзажем и портретом («Осень в Мартышкино», «После грозы» «Покаяние», «Монтажница»). Он использует различные материалы - графитный карандаш, итальянский уголь, сангину, перо, фломастер, кисть – давая полную волю своей фантазии. В коллекции есть и законченные станковые листы («Старый клоун», «Пейзаж», «С цветком»), и наброски, пробы пера – такие, как «Молодая женщина», «Набросок женской фигуры», «Женщина в интерьере»).

Представлены скульптурные опыты А.А. Мыльникова: этюды обнаженной женской натуры и две женские головки. Кроме того, в раздел скульптуры вошли две работы М.К. Аникушина («А.С. Пушкин», «И.И. Левитан»).

К благородной миссии дарения присоединились и многочисленные ученики А.А. Мыльникова, выпускников руководителя мастерской монументальной живописи Института имени И.Е.Репина. работающие ныне в России, ближнем и дальнем зарубежье. В числе даров - пейзажи, натюрморты, портреты. Во всех работах учеников А.А. Мыльникова, вошедших в коллекцию галереи, можно отметить с одной стороны несомненное влияние классических традиций мирового и русского искусства (А.И. Дендрина «Старик», «Свечка», В.Н. Купчин «Богиня Победы», М.Г. Кудреватый «Александровский сад»), с другой – яркий личностный отпечаток, делающий классику интересной современному зрителю.

Выделим живописные работы Т.В. Чиковой «Ивы», А.Е. Пашина «Вечер у моря» и «Крымский пейзаж», О.Фоминой «Дорога в Рогово», А.П. Карповой «Ночные стражи» и графика О.Н. Шульц «Синий натюрморт» и А.Ю.Синица «Любовь земная, любовь небесная». На примере картин А.Н. Блиока «Тишина» и «Обнаженная», «Скрипача» В.Н. Купчина можно видеть, как творчески использованы уроки А.А. Мыльникова. В «Синем букете» В.А. Мыльниковой внешне влияние отца и педагога почти незаметно.

Особое место среди даров учеников занимают работы А.К. Быстрова, члена-корреспондента РАХ одного из самых любимых учеников и приемника А.А. Мыльникова, кстати, тоже уроженца Саратовской области. Ощущением света, чистоты, одухотворенности проникнуты его картины «Старый дом в Петровске» и «Оттепель», графические листы «Весенний вечер», «Ветреный день».

Около семидесяти живописных и графических произведений представляют в коллекции галереи саратовских и энгельсских художников. Среди них можно выделить работы известного саратовского художника В.О. Фомичева, энгельсского художника-карикатуриста П.И. Зори.

(по материалам статьи О.Я. Суворовой «Из истории Энгельсской картинной галереи
А.А. Мыльникова и её коллекции»)