Из собраний Радищевского музея, Третьяковской галереи, Русского музея, Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты», Всероссийского музея А.С. Пушкина
Он – воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из её представителей. В общенародном сознании, это – Русский Художник, с двух заглавных букв
(А.М. Эфрос)
«Великий», «выдающийся», «гениальный» – без этих эпитетов невозможно обойтись, когда речь идёт об Илье Репине – самом знаменитом русском художнике второй половины XIX столетия. Его творческое наследие колоссально, как правило, основное внимание уделяется крупнейшим работам мастера, но даже в беглых зарисовках, в «малом, скромном», обнаруживает себя гений Репина. Живописные и графические произведения художника рассредоточены по всему миру, несколько десятков из них впервые представлены в Саратове на выставке – «Илья Репин. 50 шедевров мастера».
Искусство я люблю больше всего на этой земле. Даже больше самой добродетели. Люблю тайно, ревниво, неизлечимо – как старый пьяница… Искусство всегда и везде в моей голове, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших
(И.Е. Репин)
Илья Репин. Фотографический портрет.
Фотобумага, картон, сепия, чернила
Весной 1870 года Илья Репин вместе с младшим братом Василием и приятелями-художниками – Евгением Макаровым и Фёдором Васильевым – отправились в знаменитое путешествие по Волге. Дружная компания решила добраться до Саратова и на некоторое время задержаться в городе. Дальше им ехать не рекомендовали: «там-де скучные и однообразные места пойдут, пространства широкие, берега расползаются по песчаным отмелям, совсем теряются». К сожалению, в последний момент Репин и его товарищи передумали: три дня пароход простоял у городской пристани, но они так и не сошли на берег. Трудно назвать причину, по которой в тот год не состоялось знакомство художника с Саратовом и его обитателями. Полтора столетия спустя у жителей города, наконец, появилась возможность «встретиться» с гениальным мастером, точнее с тем, что наилучшим образом его олицетворяет – картинами, графическими произведениями, фотографиями, личными вещами Репина из крупнейших художественных коллекций страны: Радищевского музея (Саратов), Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» (Санкт-Петербург) и Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург).
Он горячо любил жизнь, людей, созданный ими мир культуры. В нём было обожание человека, обожание природы… Он был великим реалистом
(И.Я. Гинцбург)
Репин И.Е.
Портрет А.П. Боголюбова. 1876.
Холст, масло
Репин И.Е.
Портрет А.П. Боголюбова. 1882.
Холст, масло
В историю искусства Репин вошёл «Бурлаками на Волге» – картиной, вызвавшей небывалый общественный резонанс. Известный критик Владимир Стасов назвал «Бурлаков» лучшим произведением русской художественной школы за всё время её существования. Впервые публика увидела эту работу в 1873 – на выставке, проходившей в Санкт-Петербурге.
Весной того же года, Репин отправился за границу. Мастеру – золотому медалисту Императорской Академии художеств – полагался шестилетний пенсион в Европе. В Париже он арендовал квартиру, в свободное время посещал музеи, частные галереи, эстампные магазины. Здесь же познакомился с Алексеем Боголюбовым – будущим основателем Радищевского музея, в те годы опекавшим русских художников – пенсионеров Академии – за рубежом.
Дважды Боголюбов позировал Репину – в 1876 и в 1882. Шесть лет отделяют картины друг от друга, но как отличаются манера исполнения, сила и глубина раскрытия характера. Ранний по времени портрет решён в повествовательной манере, о чём свидетельствует внимание автора к деталям обстановки. В поздней работе Репин смело отбрасывает второстепенное, акцентирует главное, стремится «схватить неуловимое движение человеческой мысли».
Я обожаю природу всю, как она есть. Радуюсь её культуре во всём. Всё должно улучшаться, облагораживаться, но ничего не должно атрофироваться
(И.Е. Репин)
Репин И.Е.
Лошадь для сбора камней в Вёле. 1874.
Холст, масло
Репин И.Е.
Парижский этюд. Мальчик у стены сада. Монмартр. 1876.
Картон, масло
Следуя совету Боголюбова, летние месяцы 1874 года Репин провёл в Вёле – небольшом приморском городке на севере Франции. Здесь он написал чудесный этюд – «Лошадь для сбора камней в Вёле». Эта работа, как и «Мальчик у стены сада. Монмартр», «Пейзаж с мостиком», «Железнодорожный сторож. Хотьково», представляет большую ценность, поскольку к пейзажному жанру мастер обращался довольно редко.
Зная и понимая, что великий талант обязывает его, что каждая его новая картина, всякий новый портрет есть не только его личное развитие, но и возвеличивание всего нашего родного русского искусства, он с терпеливой настойчивостью и невероятным упорством вынашивал каждую вещь
(М.В. Нестеров)
Репин И.Е.
Портрет Нади Репиной. 1881.
Холст, масло
В 1874 году в Париже у художника родилась дочь – Надежда. Красивая, с яркими чертами лица, она не раз становилась героиней репинских полотен. В 1881 – мастер запечатлел её семилетнюю, в нежно-розовом платьице, на портрете, который впоследствии подарил Алексею Боголюбову – крёстному отцу девочки. Автору удалось передать реальный облик дочери и, в целом, «очарование безмятежного детства». В 1900 – Надежда Ильинична позировала отцу для картины «На солнце», в том же году Репин вместе со второй женой – Натальей Нордман-Северовой поселился в Финляндии, в Куоккале – будущем имении «Пенаты». Художник довольно часто писал портреты супруги – дамы эксцентричной, имевшей непростой характер.
Одна внешность природы и индивидуальностей так невыразимо прекрасна, так глубока, разнообразна, что может служить неисчерпаемой сокровищницей даже для самых огромных сил человека на всю его жизнь
(И.Е. Репин)
Репин И.Е.
Портрет И.С. Тургенева. 1884.
Бумага ангерер, цинкография, перо
Репин И.Е.
Мужской портрет (Писатель И. Л. Щеглов?). 1890.
Бумага, карандаш графитный
Репин И.Е.
Мужской портрет. 1885 г.
Бумага на картоне, карандаш графитный, пастель, мел
Репин И.Е.
Портрет отца художника с книгой. 1884(?).
Бумага на картоне, тушь, перо, кисть
По воспоминаниям современников, в «Пенатах» было многолюдно: к Репину приезжали родственники, друзья, почитатели его таланта. У мастера гостили: критик Владимир Стасов, писатели Максим Горький, Леонид Андреев и другие. Художник был знаком со многими известными деятелями науки и культуры, написал десятки их портретов. Лучшие из них исполнены в 1870-1890-е годы: хирурга Н.И. Пирогова, композиторов А.Г. Рубинштейна, А.П. Бородина, художников И.Н. Крамского,
Н.Н. Ге, Д.Н. Кардовского, пианистки С.И. Ментер, писателей Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. Мастер обладал необыкновенной психологической зоркостью, наблюдательностью, не пытался улучшить, облагородить модель, наделив её несуществующими качествами, напротив, стремился к правдивости в передаче чувств портретируемого.
Окружающая жизнь, наша русская действительность меня слишком волнует, беспокоит, мучает днём и ночью, не даёт покоя и сама просится на холст
(И.Е. Репин)
Репин И.Е.
Не ждали. 1884.
Бумага ангерер, цинкография, тушь, карандаш
Репин признавал своеобразие каждого человека, пытливо всматриваясь в лица, искал главное, характерное. Во Всеволоде Гаршине разглядел личность, «обречённую» на гибель. Молодой поэт стал прообразом сразу нескольких героев репинских полотен – царевича Ивана («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года») и ссыльного революционера из картины «Не ждали», которая по глубине замысла и воплощению стоит выше многих работ мастера.
«Не ждали» относится к, так называемой, народовольческой серии художника, в которую также входят: «Арест пропагандиста»,
«Сходка», «Перед исповедью». Эти произведения отражают «философские и нравственные поиски русского общества тех лет» и рождают ассоциации «с евангельской образностью».
Репин «тонко улавливал умонастроения своего напряжённого времени», в 1880-е годы он написал несколько картин, в которых главным действующим лицом является народ, толпа, в богатстве типов и разнообразии характеров. Это «Вечорницi», работы на тему Крестного хода, «Запорожцы».
Да, искусство великий рыцарь, могучий противник всяких разрушений: оно даёт смысл и значение богатствам народов
(И.Е. Репин)
Репин И.Е.
Религиозный сюжет. 1890-е.
Бумага, карандаш графитный
Репин И.Е.
Разговор. 1895.
Бумага, карандаш графитный
Репин И.Е.
Боярин. 1895.
Бумага, карандаш графитный
1880-1890-е годы – время расцвета Репина не только как живописца, но и рисовальщика. Художник виртуозно владел мастерством рисунка и создавал произведения, в которых «одухотворены каждая линия, штрих, точка, а их соотношение с поверхностью бумаги воссоздаёт форму с безошибочной точностью». Графическим работам автора свойственна психологическая экспрессия и содержательность художественного образа.
Наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы
(И.Е. Репин)
Репин И.Е.
Портрет П.А. Столыпина. 1910.
Холст, масло
В поиске вдохновения, идей для будущих картин Репин нередко обращался к литературным источникам, иллюстрировал произведения Льва Толстого, Николая Гоголя. В 1896 – завершил работу над большим полотном «Дон Жуан и донна Анна», написанным на сюжет пьесы Александра Пушкина «Каменный гость».
В конце 1890-х годов художник переживал творческий кризис, он мало работал, практически всё время уделял педагогической деятельности. В 1901 – получил заказ царского правительства на создание картины, посвящённой юбилейному заседанию Государственного Совета. Репин вспоминал: «Занят главным образом большой картиной. К ней постоянно делаю этюды с натуры, все с важнейших наших сановников. Спасибо, на этот раз многие из них очень любезны, охотно приезжают… позировать во всём параде. Такой блеск…»
В 1910 – по заказу Саратовской государственной думы художник написал «Портрет П.А. Столыпина». Сочетание красного, коричневого и чёрного цветов на полотне рождают ощущение тревоги, скорой трагической развязки, но также подчёркивают величие знаменитого политического деятеля.
Я готов спокойно расстаться с милой жизнью при мысли, что и после меня всегда, как во веки веков, разумное человечество останется верным культурным завоеваниям благ земных, что оно не оставит стремлений к миру, правде и красоте
(И.Е. Репин)
Матэ В.В.
"Портрет И.Е. Репина" (с "Автопортрета" художника. 1887)
Офорт
До конца своих дней Репин неустанно трудился, его оптимизм вкупе с неисчерпаемой любовью к искусству поддерживали его в трудные времена. Художник признавался: «А я по-старому всё тот же, неотступно пристрастившийся к некоторым идеям и до последних дней ищущий неисчерпаемых глубин в бесконечных очарованиях искусства…». И ещё: «Не подумайте, что я в дурном настроении по случаю наступающей смерти. Напротив, я весел… Прежде всего: я не бросил искусство. Все мои последние мысли о Нём… Ведь Господь Бог, в которого я верю больше, чем во весь этот наш мирок, – посылает такие чудесные, живые идеи, что я склонен сам себе завидовать…»