Оклад к иконе «Святитель Николай Чудотворец»
Неумелов Н.П. Пробирный мастер – Вихляев Алексей Иванов (1781 – 1809). Москва
Начало XIX века
Серебро, чеканка, гравировка, канфаренье, чернение, золочение, стекло, гранение. 110х80
В стиле раннего классицизма исполнен серебряный позолоченный оклад на несохранившуюся икону значительных размеров «Святитель Николай Чудотворец». Фигура изображенного и поле вокруг его сплошь покрыто тонким узорочьем. Святитель облачен в фелонь, украшенную выпуклыми чеканными розами. На омофоре, перевитом на его плечах, представлены богородичные житийные композиции – Благовещение, Рождество и Сретение, выполненные в технике гравировки и чернения. Также оформлен оклад Евангелия в руках святителя. Голова его окружена «процветшим» нимбом, на котором исходящие лучи перемежаются цветами.
Сохранились гнезда под драгоценные камни, замененные в настоящий момент стеклянными вставками. Все надписи на лицевой стороне произведения заключены в фигурные картуши. Это имя изображенного, а также фрагменты текстов кондака (слева) и тропаря (справа) святителю Николаю Чудотворцу: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати»; «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим». Но особенно интересен ассиметричный растительный орнамент поля произведения, сочетающий характерные для раннего классицизма элементы: изящные вазоны на тонких ножках с произрастающими из них цветами, перевитыми лентами и жемчужными нитями.