Икона «Воскрешение-Сошествие во ад с праздниками»
Мастер-монограммист А.В. Россия
1792-1794
Серебро, эмаль, роспись, чеканка. 48,5х42
Древняя техника цветной эмали, принесенная на Русь византийскими мастерами, переживала разные этапы своего становления. С XVII века появляется расписная эмаль, которая привлекает своими новыми возможностями. В XVIII столетии мода на миниатюрные изделия ориентирует русскую живописную эмаль на европейский характер изображения. В обиходе появляются предметы, украшенные эмальерной живописью – портретами, пейзажами и бытовыми сценками. Возможности расписной эмали были востребованы и в культовом искусстве. В XVIII веке вычурная церковная серебряная утварь украшалась эмалевыми вставками–дробницами с изображениями святых, евангельских сцен и т.д. Подобные произведения нередко преподносились священнослужителям в знак отличия.
В собрании музея хранится редкий памятник – икона «Воскрешение-Сошествие во ад с праздниками», практически полностью выполненная в технике живописной эмали. Средник и 12 праздничных клейм вставлены в серебряный позолоченный каркас, украшенный чеканным растительным орнаментом. Живопись написана в традиционном ключе по каноническим изводам. В то же время большое место в композициях занимает изображение архитектурных задников классицистического образца, что говорит о стилистических предпочтениях Нового времени.