A A A

Шедевры Радищевского музея на "рабочем столе". Май


Для персональных компьютеров                                                                                   Для мобильных устройств

О художнике Фёдоре Васильевиче Белоусове мы знаем очень немного: творчество мастера практически не исследовалось, а произведения оказались утерянными или рассредоточенными по частным собраниям. О его жизни тоже известно мало, почти не осталось воспоминаний людей, знавших его. По документальным источникам удалось выяснить, что родился он восьмого февраля 1885 года в Саратове, в семье мещанина Василия Никодимовича и Александры Терентьевны Белоусовых, которая была причислена к Саратовскому обществу калачного цеха.

В 1897 году Фёдор Белоусов поступил в Боголюбовское рисовальное училище. Его педагогами были Василий Васильевич Коновалов и Пётр Николаевич Боев, игравшие большую роль в художественной жизни города. В 1903 году, закончив училище, он продолжил обучение в рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге, одновременно занимаясь и в студии Осипа Браза. Затем он поступил на художественное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества, переехав из Петербурга в Москву. В течение десяти лет (1904-1914) Белоусов учился в МУЖВЗ. Чтобы как-то прожить в Москве и закончить обучение, он совмещал учебу с работой: преподавал рисование в московской городской школе, был руководителем по графическому искусству и декоративной живописи в театрах Москвы. В Саратов художник вернулся в 1918 году. В 1920 – был приглашен преподавать в Саратовские Высшие Художественные мастерские. С этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с родным городом.

К сожалению, настоящее место Фёдора Белоусова в художественной культуре Саратова может быть обозначено лишь приблизительно. Пресса того времени, давая положительную оценку его выступлениям на выставках, не оставила сколько-нибудь развернутой характеристики творчества. На сегодняшний день известны 25 живописных произведений художника, хранящихся в Радищевском музее. Все, кроме одной работы, остались в музее с посмертной выставки мастера, состоявшейся здесь в 1939 году. Определено местонахождение еще двух его произведений - это Вольский краеведческий музей и Музей речного флота Нижнего Новгорода. Другие работы художника пока не обнаружены. Вероятнее всего, они погибли в годы Великой Отечественной войны в Саратове, или были вывезены в Ленинград, куда уехал с бабушкой маленький сын Федора Белоусова после его смерти. О судьбе сына ничего не известно. Переписка с людьми, принимавшими участие в его судьбе, прервалась в блокаду.…

Сохранившиеся произведения Белоусова позволяют представить его как одного из талантливых саратовских пейзажистов, автора типизированных образов, а также мастера жанровых композиций.

В 1934 году художник создал программную картину «Ударники Крекинг завода». Ее отличают живописная культура и искренний интерес автора к героям. Возможно, эта работа представляла собой своего рода социальный заказ: запечатлеть важный момент в истории Саратова – открытие единственного в Поволжье нефтеперерабатывающего завода.

На полотне изображены первые рабочие «Крекинг завода» - девушка, двое юношей и мужчина средних лет. В весенний солнечный день, что-то живо обсуждая, возвращаются они с завода. Мужчина в светлой одежде сосредоточен, задумчив и не принимает участия в оживленной беседе. Крупно написанные фигуры ударников образуют передний план, создавая ощущение неожиданного выхода людей за пределы холста. Художник использует своеобразный прием: не дописав фигуры рабочих, он большую часть пространства картины оставляет для фона – индустриального пейзажа, где видны окутанные почти сплошной пеленой заводские строения, ангары. Ветер уносит в сторону дым нефтеперегонных установок. Пейзаж, являясь значимой частью композиции, соединяется с фигурами в единое целое, выверенное и уравновешенное.

Колорит картины построен на сочетании мягких зеленовато-серых и охристых тонов. Отдельные части работы различаются фактурой живописной поверхности, в средней и нижней части она более плотная. Люди написаны крупными, рельефными мазками уверенно и свободно. Заводской двор – широкой, грубой кистью, передающей фактуру земли. Небо написано иначе: тонким слоем краски; живописец оставляет много не прописанных участков, вероятно, для достижения определенного эффекта – изображения задымленного неба.

Являясь характерным художественным документом эпохи, это полотно прочно вошло в историю саратовской жанровой живописи тридцатых годов. Не случайно на Первой краевой выставке эта картина занимала одно из центральных мест, а Радищевский музей сразу приобрел ее в свою коллекцию.

В публикациях именно этой работе были посвящены пространные и восторженные высказывания: «На выставке представлены бодрые «Ударники Крекинга»,– знатные люди социалистической стройки. И они, и пионеры Миловидова, и красноармеец, и изобретатель Свистунова, и скульптуры Сибитеева и Дундука – строители, боевые, уверенные в победе, крепкие, сделанные из высококачественного материала. Это люди, воспитанные партией Ленина – Сталина, не боящиеся трудностей на своем пути…. Глядя на «Авиамоделистов», на «Ударников Крекинга» вы ясно видите, что художник не фотографирует и не просто дает типовое изображение. Нет. В том- то и дело, что художникам удалось не надписью к картине, а средствами художественного мастерства ПОКАЗАТЬ, в каком направлении растут наши пионеры, наши ударники, КУДА ИДЕТ НАША СТРАНА …».

Прошедший долгий путь к самостоятельной творческой деятельности, начавший активно, интересно работать в середине 1920-х годов, Фёдор Васильевич Белоусов рано ушел из жизни – в 1939 году, в расцвете сил, таланта и больших возможностей. Его путь в искусстве представляется достаточно ровным, цельным и гармоничным. Политическая конъюнктура была не властна над художником. А его подлинный талант, живописная культура и искренность явились залогом творческого долголетия мастера и при кардинальной смене эпох в искусстве. 



Обои для рабочего стола можно скачать здесь:

без календаря: 1024x768, 1280x1024, 1680x1050, 1680x1200, 1920x1080, 1920x1200

с календарем: 1024x768, 1280x1024, 1680x1050, 1680x1200, 1920x1080, 1920x1200

Если вас интересуют другие разрешения для обоев рабочего стола, ждем ваших комментариев.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"