Немецкий мастер XVI века
Рождество Спасителя
Дерево (ель), масло
Высокое качество живописи подтверждено в ходе физико-химических исследований. Мастерство её автора раскрывается только при внимательном рассматривании. Детали изображения трудно увидеть из-за тёмного колорита, ведь Рождество совершается ночью. Тем ярче кажется свет утра, распространяющийся за стенами руин, символом ветхозаветной церкви. Он возвещает новый мир, просвещённый Христом. Форма трапеции может говорить о том, что картина была частью ансамбля, например, алтаря. Вифлеемская звезда, нимбы Девы Марии и Иосифа, короны, некоторые другие детали написаны творёным золотом, его блеск сообщает происходящему вид таинства. В левой, самой тёмной части различимы фигуры собак, которые обычно связывались с понятием верности, но в этой ситуации могли быть знаком ненасытности и напоминать о предательстве Иуды. В правой части картины ребёнок ведёт странное существо, похожее на обезьянку. Это животное символизировало первородный грех. Наконец, возле полузасохшего дерева изображён чёрный кот с золотой цепочкой на шее – погребальный символ. Таким образом, автор далеко выходит за рамки одного события, сообщая ему всеохватный смысл. Некоторые специалисты склонны отнести картину к итальянской школе. Однако, традиционная атрибуция, восходящая к А.П. Боголюбову, представляется наиболее достоверной. Написана картина на еловой доске. Этот материал чаще применялся в Германии.
Картина поступила из собрания А.П. Боголюбова в 1885 году.