Неизвестный художник I четверти XIX века
Портрет княгини Варвары Алексеевны Репниной-Волконской (?)
Кость, акварель, гуашь. 5 х 4,4 (овал, в свету)
На лицевой стороне слева внизу красной краской написана дата: 1808, и инициалы художника; по правому краю надпись красной краской: Графиня Разумовская. Приобретена в 1985 году у частного лица.
Княгиня Репнина-Волконская, Варвара Алексеевна (урожденная графиня Разумовская, 1778 – 1864) – супруга князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского (1778 – 1845), старшего брата князя Сергея Волконского, будущего декабриста.
Подлинность самой миниатюры сомнений не вызывает, но надпись «графиня Разумовская» определенно не авторская. В отличие от инициалов она сделана русскими буквами, тогда как все подписи и надписи на лицевой стороне миниатюры делались одним шрифтом. Линии некоторых букв прорисованы дважды – то есть выполнены неуверенной рукой. И, кроме того, тон красного цвета, которым сделана надпись отличается от использованного при написании портрета.
Большие зазоры между костяной пластинкой и стенками металлической рамки говорят о том, что эта оправа не «родная». По краям костяной пластинки отчетливо видны тёмные полосы, очевидно оставшиеся от первоначального обрамления. Можно предположить, что когда миниатюру по каким-то причинам вынули из «родной» рамки, её тогдашний владелец, дабы не забылось имя модели написал его прямо на лицевой стороне портрета, подобрав краску более или менее сходную по цвету с авторской. Чтобы подтвердить или опровергнуть надпись нужно было найти портреты всех дам, связанных с семьей Разумовских, как по рождению, так и в замужестве, соответствующих возрасту изображенной модели.
В 1808 году таких претенденток было трое: Мария Григорьевна Разумовская, жена графа Л.К. Разумовского; Генриэтта Разумовская, первая жена графа Г.К. Разумовского; и княгиня Варвара Алексеевна Репнина-Волконская, урождённая графиня Разумовская. Сопоставление нашей миниатюры с портретами М.Г. Разумовской портретного сходства не выявило.
Некоторое сходство изображённой на миниатюре дамы можно отметить с портретом княгини Варвары Алекссевны Репниной-Волконской. В обоих случаях мы видим даму с тёмными, почти чёрными, волосами и большими глубоко посаженными карими глазами, похожую форму полных губ и округлого подбородка, характерную слегка «вогнутую» линию носа. Однако о бесспорном сходстве говорить все же нельзя, что, впрочем, вполне естественно и легко объяснимо. Рассматриваемые портреты княгини В.А. Репниной написаны в разное время, разными художниками. Один мастер видит в портретируемом одни свойства характера и акцентирует на них внимание, другой – другие. Поэтому портреты одного и того же человека, написанные разными художниками, выглядят иногда совершенно по-разному. Что касается третьей претендентки – графини Генриэтты Разумовской, урождённой баронессы Мальсен, на настоящее время ни одного её изображения или описания внешности найти не удалось. В.А. Жуковский, бывший хорошим другом графини Генриэтты назвал её «прототипом умной, живой, огненной француженки». Однако эти слова никоим образом не могут дать представления о её внешности.