Оригинал? Копия? Подделка?

Савицкая Татьяна Евгеньевна

В XXI веке в связи с растущим антикварным рынком проблема определения подлинности художественных произведений становится все более актуальной. На востребованность темы «оригинал и копия» мощно влияют и новые способы тиражирования – к механическим печатным прошлых столетий добавились практически безграничные электронные. Эта возможность современного массового копирования подчёркивает не только неповторимость, уникальность оригинала, но и ценность старой «рукотворной» копии. Многие зрители молодого поколения не знают, что представляет собой копия произведения искусства в её традиционном историческом значении. Очень часто на экскурсиях нас спрашивают: «Это всё оригиналы? Это оригиналы или копии? А в музее есть копии?». Авторы подобных вопросов нередко имеют в виду именно современные копии, полученные с помощью новейших компьютерных технологий. Тогда как старинная копия, сделанная профессиональным художником с работы мастера того же или предыдущего столетия, сама является интересным явлением искусства и обладает художественной и исторической ценностью.
Во второй половине XIX века, когда складывались коллекции, предметы из которых вошли в состав нашего музейного собрания, художественный рынок изобиловал подделками. Из-за массовой моды на собирательство такое явление стало неизбежным. Среди подделок встречались работы разного уровня – от довольно примитивных до весьма качественных, вводивших в заблуждение именитых искусствоведов.
Важной составляющей комплексного изучения коллекции являются технологические исследования 1990-х годов, основной задачей которых была проверка традиционных атрибуций западноевропейской живописи и скульптуры. В результате некоторые работы, находившиеся в постоянной экспозиции и опубликованные в солидных изданиях, перешли в разряд копий и подделок позднего времени, а в запасниках, среди копий, были обнаружены оригинальные произведения старых мастеров. Так, картина знаменитого фламандского художника XVII столетия Давида Тенирса Младшего «Сельский праздник», подаренная музею в 1885 году Императорской Академией художеств, оказалась подделкой XVIII века, при этом двум другим работам с этим же сюжетом было возвращено имя мастерской Тенирса. Однако в постоянной экспозиции посетители их по-прежнему не могут видеть из-за ограниченности экспозиционных площадей – возможность показать наши обширные запасники дают только выставки.
Первая выставка под названием «Оригинал. Копия. Подделка», представляющая результаты исследования музейной коллекции западноевропейского искусства, состоялась в 2003 году. Несмотря на скромный формат (около 30 живописных работ и три скульптуры) она вызвала большой общественный резонанс. Продолжение проекта – выставка 2018 года, включающая более 100 предметов (живопись, рисунок, скульптура, миниатюра).
В киоске представлены экспонаты, требующие более внимательного рассматривания или сравнения с оригиналами. Среди них – как оригинальные произведения, так и интересные примеры копий и подделок.
Словарь
Оригинал, подлинник (от лат. originalis первоначальный) – художественное произведение (картина, рисунок, статуя и др.), выполненное самим мастером.

Копия (от лат. copia множество) – повторение произведения искусства, выполненное другим художником.

Имитация (лат. imitatio подражание) – произведение, воспроизводящее характерные черты художественного стиля определённого мастера или эпохи, созданное без намерения ввести в заблуждение.

Подделка, фальсификация (от лат. falsus ложный) – произведение изобразительного искусства, воспроизводящее стиль художника или эпохи, созданное с намерением ввести в заблуждение.
Авторы
Савицкая Татьяна Евгеньевна - составление текста

Красноперова Лидия Петровна - составление текста

Щетина Мария Викторовна - составление текста

Ветчинкина Ирина Павловна - подготовка изображений

Федоренко Мирослав Владимирович - верстка, программирование, обработка изображений