Петер Пауль Рубенс / Peter Paul Rubens. 1577 – 1640
Младенец Христос и Иоанн Креститель
Холст, масло. 96 х 120
Копия начала XVIII века, Испания
Картина П.П. Рубенса был создана в 1616–1618 годы и уже в XVII веке утрачена. Мы знаем о ней только благодаря живописным копиям, сделанным учениками и последователями Рубенса, а также гравюре Кристофера Йегера (1630).
Иконографически и композиционно наиболее близкой пропавшему оригиналу считается гравюра К. Йегера (она заказана самим П.П. Рубенсом). Многочисленные повествовательные детали рассказывают о будущей драме – жертвенном подвиге Иисуса Христа и Иоанна Крестителя (его считают предшественником, «Предтечей» Христа), предательстве тех, кто встал на сторону дьявола; о смерти и о Воскресении.
О колористическом решении пропавшей картины П.П. Рубенса дают представление многочисленные повторения его учеников и последователей. Эти живописные копии несколько отличаются друг от друга деталями, но все они изображают солнечный день, с ясным голубым небом, зеленью листвы и травы.
Наша копия выполнена в конце XVII или в начале XVIII века, испанским художником. Образцом для неё послужил вариант, который находился во дворце Сарсуэла в Мадриде.
Картина значительно отличается от других повторений композиции Рубенса. Художник отказался от многих изображенных Рубенсом иконографических деталей. Смысл сцены он стремится передать только живописными приемами. Вместо летнего солнечного дня показывается предгрозовое состояние природы, когда фигуры и часть пейзажа словно выхвачены светом молнии. Это создает тревожное, даже какое-то мистическое настроение.
«Свободное» копирование представляет собой важное и интересное явление искусства. Чем крупнее мастер, тем интереснее его интерпретация взятой за образец работы. Художественная и историческая ценность работы из собрания Радищевского музея несомненна. Живописную манеру мастера отличает динамизм в композиционном построении пространства, экспрессия света, энергия красочного мазка. Испанский художник, работающий в начале XVIII столетия, не подражает манере Рубенса, а свободно, в эстетике своей национальной школы интерпретирует его известную композицию.
Поступила в 1954 году из Вольского краеведческого музея Саратовской области, ранее находилась в собрании Орловых-Давыдовых (Московская область).