О.А. Богатырева
научный сотрудник отдела русского искусства
В 1996 году в дар Радищевскому музею от протоиерея Всеволода Кулешова (1928–2019) поступил графический альбом «Возрожденные храмы Саратовской епархии»1 художника Николая Александровича Белавина (1912–1993), состоящий из 24 отдельных листов эстампов. В связи с недавним уходом из жизни дарителя выявить точную историю бытования музейного альбома и время его появления в Саратове теперь не представляется возможным. Графический альбом был укомплектован художником в последние годы жизни (1991–1992), о чем свидетельствует датировка на титульном листе, и не исключено, что изначально задумывался автором в качестве дара для представителей саратовского духовенства. Однако отсутствие дарственной надписи возможности установить адресата. О личном знакомстве художника Н.А. Белавина и отца Всеволода Кулешова сведений не сохранилось. Возможно, точкой сближения двух талантливых людей был интерес к искусству: в юности отец Всеволод год учился в Саратовском художественном училище и сам немного рисовал. По косвенным свидетельствам известно, что художник, подолгу гостивший в Саратове, был знаком со многими церковными деятелями Саратовской и Волгоградской епархии, в том числе с Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом, при котором отец Всеволод Кулешов служил в разных храмах города Саратова и некоторое время был помощником секретаря епархиального управления. Дружеское общение Н.А. Белавина с владыкой Пименом, а также их совместные поездки по епархии, получившие отражение в дневниках архиепископа, послужили стимулом для создания художником графического альбома, посвященного храмам Саратовской области.
Имя художника-графика Николая Александровича Белавина (1912-1993) известно только очень узкому кругу специалистов. Биографические сведения о нем крайне скудны, а творческое наследие совсем не исследовано. Отсутствие документальных свидетельств, подтверждающих различные этапы жизни художника, а также большая распыленность его произведений по музейным и частным собраниям объясняют малоизученность темы. Известно, что Николай Александрович, уроженец города Астрахани, воевал в Великой Отечественной войне 1941–1945, в 1941 году попал в немецкий плен, затем стал узником ГУЛАГа. Искусствовед и заведующий сектором экспертизы ГосНИИР М.М. Красилин, будучи директором музея-усадьбы «Архангельское» в 1960-х годах, был близко знаком с Н.А. Белавиным, организовал одну из первых его монографических выставок и вспоминал о художнике следующее: «Белавин нигде официально не работал, выполнял заказы для Общества охраны памятников, на что жил – непонятно. С 1956-го – в Москве, его поездки – добрать впечатлений. Маслом почти не писал, больше акварелью или карандашом – они оперативны, надо было быстро фиксировать увиденное»2.
Благодаря авторским подписям и датировкам на выявленных в различных музейных и частных собраниях произведениях, можно предположить, что период с конца 50-х – 80-е годы – это время расцвета графического творчества Н.А. Белавина и время его активных поездок. «Каждое лето он отправлялся в путешествия по стране – от Львова и Ужгорода до Бухары, Самарканда и Хивы (в Средней Азии он был один раз – в 1968-м), от Соловков до Крыма. Рисовал храмы и старую архитектуру. Был на Волге, в Пскове и Печерах, много работал в Подмосковье, в Переславле-Залесском, Дмитрове, Звенигороде, Волоколамске, Новом Иерусалиме. Искусство Белавина в известном смысле больше культурологично, нежели художественно, но от этого не менее ценно. Его графика сохранила виды многих архитектурных памятников, которых уже нет»3. По итогам путешествий с натурных зарисовок художником создавались отдельные печатные листы и целые серии листов эстампов, воспроизводящие конкретные увиденные им места.
Действительно, Н.А. Белавин был художником пейзажного жанра, а основным мотивом его творчества являлся именно архитектурный пейзаж с «портретным» изображением русских храмов. Сейчас трудно сказать, чем обусловлен выбор такой сложной темы гражданином советского государства, пропагандирующего богоборческую идеологию. Возможно, художник руководствовался идеей сохранения для потомков невероятной красоты русских церквей, нещадно разрушаемых в это время в России. Несомненно, в истории отечественного искусства Н.А. Белавин в этом смысле не является первооткрывателем, однако в воспроизведении культовых архитектурных сооружений им охвачены более широкие географические границы.
Обладая от природы душевной щедростью, многие свои работы Н.А. Белавин безвозмездно дарил4, но, видимо, отсутствие постоянного места работы и финансовые затруднения, вынуждали его относить свои произведения в букинистические магазины, где они непременно находили своего ценителя и обладателя5.
Анализ выявленных произведений не оставляет сомнений в том, что Н.А. Белавин имел хорошую профессиональную подготовку, обладал необходимыми знаниями и умениями в области создания оригинальной и тиражной графики. Очевидно, этот вид изобразительного искусства был наиболее близок ему, так как отвечал достаточно мобильному образу жизни художника. Во многих работах чувствуется экспериментаторский подход: художник сочетал в одном произведении различные виды графического искусства, использовал в качестве материала не только бумагу, но и ткань, а для создания офортов применял металлические пластины и листы фольги6. В этом же ключе художником исполнены листы эстампов для графического альбома из архива Радищевского музея, из которых 15 – офорты, 8 листов созданы в смешанной технике (офорт и пастель, офорт и монотипия, офорт и акватинта, литография и монотипия), 1 лист – монотипия. Каждый лист, в не зависимости от того, что был создан в технике тиражной печати, впоследствии дорабатывался художником вручную и приобретал уникальный вид. Обращает внимание использование художником в качестве материала бумаги различного качества, а также оформление каждого листа с изображением в индивидуальное самодельное паспарту. Альбом сопровождают авторские надписи и датировки, благодаря которым идентифицированы изображенные культовые архитектурные сооружения, установлены время и география путешествий художника по Саратовской области.