150 лет назад, в 1871 году открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок, самого известного в России художественного объединения второй половины XIX века. Склонившийся над удочкой рыбак, истовый взгляд боярыни Морозовой, пригорюнившаяся Алёнушка на камне у реки, медвежье семейство в глухом лесу – эти образы хорошо знакомы. Но наш разговор не о всеми любимых картинах. Мы предлагаем заглянуть на «творческую кухню» передвижников и узнать, зачем они перерисовывали свои картины.
Передвижники являлись лидерами во многих сферах художественной жизни:
- ШЕДЕВРЫ современной живописи – НА ВЫСТАВКАХ Товарищества!
- ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ своего времени: Крамской, Шишкин, Перов, Репин, Суриков, Левитан – в Товариществе!
- впервые лучшие КАРТИНЫ современных художников были показаны В ПРОВИНЦИИ!
- выставки ТПХВ сопровождались ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ КАТАЛОГАМИ!
Сейчас сложно представить себе выставку без иллюстрированного каталога. Во второй половине XIX века это было новаторством, и дело удалось наладить не сразу. Первые иллюстрированные каталоги передвижных выставок представляли собой альбом офортов. Но гравюра относится к элитарному сегменту культуры и доступна немногим. Чтобы совместить в издании авторский стиль и демократичность цены понадобилось больше десяти лет. Регулярным выпуск иллюстрированных каталогов передвижных выставок стал с 1888 года. Пробным камнем на этом пути стал каталог XII передвижной выставки (1884), напечатанный фотоцинкографическим способом. Цинкография применялась передвижниками в изданиях до конца 1890-х годов.
Процесс был сложным и многоступенчатым:
- художник выбирал картину, иллюстрацию которой хотел поместить в каталог;
- делал рисунок с картины или с её фотографии;
- рисунок фотографировался;
- с негатива рисунка изготавливалась печатная форма-клише (цинковая пластина);
- с клише печаталась иллюстрация в каталоге