Из музея с любовью
Письмо 5: Высокие отношения

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что для счастливого любовного союза очень важно, чтобы интересы влюбленных совпадали – хотя бы частично. Например, романтические вечера, проведенные за просмотром хорошего сериала, способны скрепить брак лучше, чем, скажем, сходные политические взгляды. Шутки шутками, но в «досериальную» эпоху супругам было гораздо сложнее найти общие увлечения. Не из-за отсутствия сериалов, конечно, а из-за пресловутого разделения гендерных ролей в патриархальном обществе.

Но как обстояли дела в семьях, где муж или жена профессионально занимались искусством? Были ли они лишены предрассудков? Способствовало ли творчество созданию гармоничных отношений со второй половинкой или, напротив, осложняло их? В сегодняшнем письме мы расскажем о семейной жизни художников XIX и начала XX века.

Для XVIII и XIX веков профессиональная художница – явление довольно редкое. Стать спутницей и музой мастера, известного или не очень, было гораздо легче, чем самой стать мастером, ведь женщины долгое время не имели доступа к высшему образованию. Впрочем, творческую натуру подобные рамки сковать не могли.

Летом 1881 года в подмосковном Абрамцеве началось возведение церкви Спаса Нерукотворного. В работах принимали участие художники – друзья владельца имения, Саввы Мамонтова, а также дамы, которых Виктор Васнецов назвал «наши художественные помощницы». Они вышивали хоругви и пелены, придумывали орнаменты. Среди них были Вера Репина, жена Ильи Репина, и Наталья Якунчикова, будущая жена Василия Поленова.

Когда Вера Алексеевна Шевцова вышла замуж за начинающего художника, ей было всего 18 лет. Репин создал целую галерею ярких образов своей молодой жены – хрупкой и нежной красавицы. Вера Алексеевна не только позировала мужу, но и помогала ему работать: известно, что она шила платье главной героини для знаменитого исторического полотна «Царевна Софья Алексеевна…». Но довольно скоро стало очевидно, что супруги очень разные по темпераменту люди. Слава Репина и постоянные визиты его друзей и поклонников тяготили Веру Алексеевну. К тому же все ее время занимали хлопоты по хозяйству и воспитание детей. Прожив вместе 15 лет, Репины расстались. После развода родителей две старшие дочери остались с отцом, а их младшие брат и сестра – с матерью.

Брак Натальи Васильевны и Василия Дмитриевича Поленовых оказался счастливым. Они стали первой парой, обвенчавшейся в церкви Спаса Нерукотворного, созданной и оформленной в том числе и их силами. Собственное семейное гнездышко они тоже обустраивали вместе. Их усадьба на берегу Оки, под Тулой, стала не только уютным домом для большой семьи, но и пространством, где любой человек мог реализовать свои творческие возможности. Этому способствовали гостеприимство хозяев и удивительная красота природы. Заботясь о народном образовании, Поленовы построили две сельские школы. Василий Дмитриевич обучал крестьянских детей живописи, а Наталья Васильевна руководила самодеятельным театром. Посетители музея-заповедника «Поленово» чувствуют атмосферу радости и любви, которая и по сей день наполняет это чудесное место.

Единокровная сестра Натальи Васильевны, Мария Васильевна Якунчикова, обладала талантом и упорством, необходимыми, чтобы найти свой путь в искусстве. С молодости она задавалась вопросом, возможно ли перенести на холст или бумагу собственные чувства, мечты и фантазии так, чтобы произведение не копировало образы зримого мира, но создавалось лишь воображением художника. Даже самые простые и ничем не примечательные предметы на картинах и рисунках Якунчиковой обретали красоту и словно оживали: старые стулья, вложенное в уключину весло, деревянные кладбищенские кресты. Эмоциональную выразительность творчества художницы отмечали и мастера старшего поколения, такие как Илья Репин, и молодые новаторы – Александр Бенуа, Иван Билибин, Александр Головин.

Супруг Марии Якунчиковой не был связан с миром искусства. В 1897 году она вышла замуж за доктора Льва Николаевича Вебера. Свадьбу сыграли в России, хотя и жених, и невеста на тот момент постоянно проживали во Франции. Вебер вспоминал о своей жене: «Она обладала умом Минервы, в котором все раскладывалось по полочкам и ждало нужного момента, чтобы получить пластическое воплощение. <...> Она была созданием спокойным, не обуреваемым страстями. В ней сочетались утонченная женственность и мужской аналитический ум» (цит. по: Дианова А. Три родины Льва Вебера: Россия, Франция, Швейцария // Третьяковская галерея. 2020. № 3 (68)).

Молодожены обосновались в Париже. Вебер, родившийся в Петербурге, рос и воспитывался в Европе, куда переехала его мать, когда мальчику было шесть лет. Художественные опыты Марии Васильевны заново открывали для него прелесть родных пейзажей, неповторимую атмосферу русской усадьбы и волшебство народных сказок. Художница делала игрушки для их сына Стёпы, расписала кроватку малыша. К несчастью, рождение второго ребенка, Яши, подорвало и без того слабое здоровье женщины. Мария Якунчикова-Вебер умерла в 1902 году, месяца не дожив до 33-летия, в швейцарском доме, купленном мужем специально для нее. Лев Вебер женился на сиделке, которая ухаживала за Марией Васильевной в последние месяцы ее жизни. Сыновей Степана и Якова он обучил русскому языку.

К концу XIX века профессия художника окончательно перестала быть экзотической для представительниц прекрасного пола. Многие женщины добились на этом поприще значительных успехов.

Анна Остроумова-Лебедева – замечательный график, классик русского и советского искусства. Особую любовь публики и коллег по цеху снискали ее гравюры с видами Санкт-Петербурга: город с его строгими зданиями, отраженными водой каналов, с его грандиозными площадями и парками, подчас безлюдными, предстает живым и осязаемым, но в то же время словно нереальным, выдуманным самим автором.

Вся жизнь Анны Петровны связана с Петербургом. И еще один город сыграл важную роль в ее судьбе. Это дивная Венеция. Именно там, во время путешествия по Италии, художница поняла, что любит своего кузена, молодого ученого-химика Сергея Лебедева, и чувство ее взаимно. Сергей Васильевич был женат и принял решение развестись, чтобы жениться на Анне Петровне. По причине близкого родства влюбленные не стали афишировать свои отношения и сообщили о заключении брака только самым близким людям. Но больше всего Анну Петровну тревожило, не помешает ли семейная жизнь ее творчеству.

Опасения Остроумовой оказались напрасными. Сергей Васильевич разделял любовь супруги к искусству, так же, как и она, увлекался японской графикой и даже помогал ей печатать гравюры. Вместе они гуляли по родному городу и пригородам. Анна Петровна делала карандашные зарисовки, совмещая работу с приятным отдыхом в компании любимого человека.

Следующее письмо мы посвятим парам, в которых оба супруга были художниками. А в нашем традиционном видеоролике – история любви пейзажиста-новатора Архипа Куинджи и его избранницы Веры Кетчерджи.

С любовью, Радищевский музей