A A A

Выставка «Цветам былого нет забвенья…»

24.04.2013
  • Выставка «Цветам былого нет забвенья…»
С 26 апреля по 30 июня 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева будет проходить выставка «Цветам былого нет забвенья…». У истоков саратовской художественной традиции» из цикла «Графический альбом».

Выставка проходит в рамках первого Фестиваля современного искусства «Арт-Саратов». Этот масштабный социокультурный проект разработан Радищевским музеем совместно с Саратовской областной организацией «Союз Художников России».

Выставка графики и скульптуры из собрания Радищевского музея «Цветам былого нет забвенья…». У истоков саратовской художественной традиции» проходит в рамках Фестиваля современного искусства «Арт-Саратов». Она включает работы основоположников «саратовской школы»: В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, К.С. Петрова-Водкина, А.И. Савинова и А.Т. Матвеева. Их жизнь тесно связана с Саратовом, с природой Поволжья. Родная земля питала их творчество. В нелегкое время перемен, происходивших в России, они находили покой и умиротворение на широких волжских берегах. Выставка демонстрирует удивительно непосредственное мировосприятие художников, основы которого были заложены в детстве, проведенном в Саратове и его окрестностях.

Художественная жизнь нашего города заметно оживилась в конце XIX века. В 1885 году открылся Радищевский музей. Его основатель – художник А.П. Боголюбов – подарил городу великолепную коллекцию произведений западноевропейского и русского искусства. Это событие послужило поводом к созданию в 1889 году Саратовского общества любителей изящных искусств (СОЛИИ).

При Обществе работала сначала студия, а затем и школа, в которой преподавали художники В.В. Коновалов, Г.П. Баракки и Ф.М. Корнеев. В 1897 году начались занятия в Боголюбовском рисовальном училище, которое, в соответствии с замыслом А.П. Боголюбова, расположилось в здании музея. В выставках СОЛИИ принимали активное участие владельцы местных художественных собраний: Ф.А. Куракин, правнучатый племянник «бриллиантового» князя А.Б. Куракина и последний из рода владелец усадьбы Надеждино; А.Д. Нессельроде, внук канцлера Российской империи, председатель СОЛИИ; представитель «просвещенного» купечества Н.П. Кокуев.

Помимо ценностей, которыми располагали музей и частные коллекционеры, саратовский зритель мог увидеть произведения современного русского искусства, посещая выставки «передвижников», Московского товарищества художников, Санкт-Петербургского общества художников. Газеты призывали горожан бросить повседневные заботы и насладиться произведениями искусства. Обзоры экспозиций разных лет дают представление об изменении отношения саратовской публики, по крайней мере, образованной ее части, к изобразительному искусству. Если в 1870-е годы картины художников оцениваются с позиций «жизненности, простоты и реальности», то в следующем десятилетии обозреватели сетуют на однообразие сюжетов: « […] все эти вдовы, вдовцы, сельские праздники давно уже с некоторыми видоизменениями замечаются на выставках». Жажда нового ощущается и в адресованном художникам предложении писать прекрасные волжские берега, и в восклицании журналиста: «Ведь стареть общество не может: стареем мы – на смену нам идут другие. А все же нет того, что было! Нет этой радости бытия, нет минут забвения, часов веселья, дней оживления: все приуныло, наморщилось и ушло в глубь себя».

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова, П.С. Уткина, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева, А.И. Савинова внесло в русское искусство то обновление, необходимость которого осознавалась как в столицах, так и в провинции. На рубеже XIX и XX веков эти мастера из Саратова оказались в центре художественной жизни. Удивление вызывает не только тот факт, что провинциальный город дал искусству целый ряд выдающихся имен, но и особое, поэтическое восприятие мира, общее для всех представителей «саратовской школы». Искусствовед Ида Гофман так объясняла этот феномен: «Саратовские художники точно прозрели, у них открылась способность видеть и слышать то, чего раньше они не видели и не слышали. Произошло чудо – они как будто овладели Синей птицей или «ключами тайн» […] В окружающей их природе, где над ширью Волги и бескрайними заволжскими степями вздымалось поражающее своей беспредельностью Небо, художникам-саратовцам открылись величие и целостность мироздания, воочию предстала картина сопричастности Земли и Неба. […] они «услышали» музыку этого места».

Вслед за В.Э. Борисовым-Мусатовым саратовские художники преодолели реалистическую традицию изобразительного искусства, увели зрителя в мир эмоций, символов и снов. Ярко выраженная индивидуальность манеры каждого из мастеров «саратовской школы» не помешала им выступить единым лагерем в борьбе за обновление художественного языка. Они стали родоначальниками нового направления в русской живописи – символизма. Полем для творческого эксперимента стал их родной Саратов.

Летом 1902 года Петр Уткин, братья Павел и Михаил Кузнецовы и Кузьма Петров-Водкин заключили контракт на исполнение росписи придела церкви Казанской Божьей Матери на Гостиной площади (сейчас – Музейная площадь; на углу улицы Лермонтова и Троицкого взвоза сохранилось лишь здание бывшей часовни). К осени работа была завершена, но новаторский характер росписи вызвал бурное возмущение в обществе. В 1904 г. по постановлению суда фрески были сбиты со стен церкви.

В январе того же года в Саратовском музыкальном училище прошел вечер нового искусства, на котором выступали приглашенные знаменитости К.Д. Бальмонт и А.Б. Гольденвейзер. Декоративные панно П. Кузнецова и П. Уткина, украшавшие зал, в прессе были названы «бездарной мазней». Эти неудачи не остановили молодых новаторов. Их стараниями 27 апреля 1904 года в здании Дворянского собрания открылась первая в русской провинции выставка символистов. В полотнах Петра Уткина «Любители бури», «Песня ночи», «Ночь», в живописных ноктюрнах Николая Сапунова, в восточных мотивах Мартироса Сарьяна зрители видели другой мир – скрытый от глаз, лишенный суеты и шума, гармоничный. Почетными экспонентами были М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов, изменившие представление о пространстве и времени в изобразительном искусстве. Название выставки – «Алая роза» – символизировало красоту окружающего мира и человеческой души. И вновь местная пресса осмеяла работы художников. Однако непонятое и непринятое в родном городе, их творчество вышло за границы местной школы и сыграло значительную роль в художественной жизни рубежа XIX-XX веков.

В экспозиции знаменитой выставки «Голубая роза» (1907, Москва) достойное место заняли произведения П. Кузнецова, П. Уткина и А. Матвеева, ярко выразившие символистские искания русских художников «серебряного века».

Со временем изменились творческие принципы и установки мастеров «саратовской школы». Но их искусство дало импульс к развитию самобытной художественной традиции, делающей наш город одним из важнейших культурных центров России. Нежный цветок алой розы, выросший в Саратове, не был забыт.

Елена Шкута, научный сотрудник Радищевского музея
Фестиваль проходит при поддержке:
ОАО «ВНИПИгаздобыча»
ОАО «Сбербанк»
Love Radio
ООО «Саратовбизнесконсалтинг»
ЗАО «Волгатранстелеком»
Портал «Музеи России»
Галерея «Эстетика»


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"