Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Хроника творческих работ конкурса «Художник светлой мечты». Продолжение

28.04.2020
  • Хроника творческих работ конкурса «Художник светлой мечты». Продолжение

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея
К 150-летию В.Э. Борисова-Мусатова

Завершается апрель, и завершается время приема конкурсных работ, созданных юными почитателями таланта В.Э. Борисова-Мусатова для творческого конкурса «Художник светлой мечты». Конкурс является частью проекта «Вдохновлённые мусатовской музой. Эстафета поколений, сохраняющих память о художнике В.Э. Борисове-Мусатове».

Хотелось бы подвести предварительные итоги, не оценивая еще пока работы (это задача жюри), а всего лишь анализируя и удивляясь разнообразию взглядов участников конкурса на одни и те же картины.

Многие участники конкурса приблизили образы художника к реальным событиям и переживаниям нашего времени. При этом большинство учащихся выбрали картины В.Э. Борисова-Мусатова, которые вполне предоставляли такую возможность: «Мальчик с собакой», «Майские цветы», «Весна», «Две сидящие дамы».

Написанные ими истории вполне реалистичны, в них рассказывается о встрече двух девочек после долгой разлуки («Майские цветы»), о прогулке в ожидании гостей («Весна»), о потерянной и вновь найденной через год собаке («Мальчик с собакой»), о самых обычных повседневных разговорах двух подруг («Две сидящие дамы»).

В некоторых эссе появляется сам художник, который наблюдает за девушками, фотографирует их, пишет их портреты (эссе о картине «Водоем»). Обращение к этой картине помогло авторам творческих работ узнать много нового о внутреннем мире художника, они увидели его не просто как творческую личность, но и как влюбленного жениха, любящего брата, стремящегося «остановить мгновение» гармонии и красоты.

Часть эссе обращается к миру фантазий, снов, грез, то есть все-таки приближается к миру В.Э. Борисова-Мусатова. Так, в одной из работ, посвященной картине «Майские цветы», перед девочками, играющими в мяч, неожиданно появляется дракониха, вполне дружелюбная, исполняющая мечты. В другой работе, посвященной картине «Призраки», события происходят во сне, реальные призраки там не появляются, но присутствует атмосфера загадки, тайны, которая свойственна многим работам художника.

Есть еще несколько очень интересных, необычных детских работ, которые преломляют темы и мотивы В.Э. Борисова-Мусатова через призму личностного восприятия ученика, написавшего эссе.

Одно из эссе, посвященное «Изумрудному ожерелью», совершенно неожиданно во главу угла ставит проблему общения. В композиционном решении художника, в образах девушек, которых он написал, был замечен конфликт, а не гармония, конфликт, основанный на превосходстве материального положения.

Еще одно эссе, посвященное картине «Майские цветы», также обращается к теме конфликта, конфликта двух семей, богатой и бедной, конфликта, который будет исчерпан именно благодаря дружбе двух девочек.

Многие из участников конкурса задумались над вопросом об истоках творчества В.Э. Борисова- Мусатова. Почему именно прошлое, именно далекий ХVIII век сумел разбудить в художнике столь сильное творческое начало, превращающее реальность и повседневность в мир грез и фантазий, создающее образы необычайной возвышенности и красоты? В поисках ответа на этот вопрос они исследовали историю дворянских усадеб Кусково и Останкино.

«Русская усадьба… В памяти всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка, сонный пруд. Как все это знакомо по полотнам Борисова-Мусатова: «Гобелен», «Гармония», «Призраки», «Водоем», «Осенний вечер», «Реквием». Россия была украшена сотнями дворянских усадеб, как луг цветами, и мир усадьбы был удивительно богат и интересен», - пишет ученица ДМШ № 4 Яна Кучеряева, увидев источник вдохновения художника в красоте старинных родовых гнезд. Это и в самом деле так, имение князей Голицыных-Прозоровских «Зубриловка» много лет вдохновляло Борисова-Мусатова.

Один из вариантов работы над темой – создание стихотворения в прозе, где нет событий и разговоров, а есть образ, очень созвучный образам картин В.Э. Борисова-Мусатова. Такое стихотворение в прозе, посвященное картине «Весна», было написано ученицей ДШИ № 10 Ириной Иванниковой.

Конечно же на конкурс присылают и стихотворения, посвященные самому художнику. Одно из них, написанное Марией Довгаленко, очень точно передает мир художника:

В. Борисову-Мусатову посвящается...
И в длинных просторных залах
Висят большие полотна.
В огромных прекрасных рамах
Живут "дворянские гнезда".
Там у девушек пышные платья
И нежно вьется лоза,
А в розово-белом закате
У них ярко блестят глаза.
В отражении водоёмов
Все видят прекрасные сны,
Где призраки бродят у дома
И смотрят из пелены...
Там, где мотивы менялись
И где наступала Весна,
Мы в прекрасных полотнах терялись,
Смотря на сны божества.

В заключение хочется сказать, что все желающие принять участие в конкурсе могут еще успеть это сделать. Мы ждем ваши творческие работы до 30 апреля по адресу:axenova.svet@yandex.ru

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"