A A A

«Портрет» Данте. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

15.01.2018
Автор:  Щетина Мария Викторовна

  • Западноевропейский мастер XIX века.  Портрет Данте

В 1885 году в числе подарков, сделанных Радищевскому музею к его открытию императором Александром III был бронзовый «Портрет Данте». Уже в первом каталоге музея 1886 года сказано, что это «копия с бронзового оригинала XVI века из музея Каподимонте в Неаполе». В одной из предыдущих публикаций мы уже рассказывали об особенностях соотношения оригинала и копии в скульптуре.

Наша работа представляет собой качественную отливку, выполненную в середине – второй половине XIX века. Судя по всему, тираж ее был достаточно большой. Аналогичный «Портрет Данте», выполненный в разных материалах, можно встретить во многих отечественных и зарубежных собраниях. В нашем музее также есть вариант этого портрета, выполненный из терракоты и покрытый белой глазурью. Эта техника имитирует работы знаменитого в XV веке флорентийского скульптора Луки делла Роббиа.

Чем же была вызвана столь широкая популярность и востребованность портретов великого итальянского поэта именно в середине – второй половине XIX века?

Подлинный культ Данте (1265–1321) зародился в Италии гораздо раньше – в начале XIV века. Произошло это во многом благодаря стараниям его первого биографа, поэта и гуманиста Джованни Боккаччо (1313–1375). Во флорентийском университете даже была учреждена особая кафедра для изучения его «Комедии», названной уже современниками «Божественной».

В середине – второй половине XIX века, когда была исполнена наша работа, почитание Данте приобрело особые размах и значение. Это было время становления итальянского государства. На протяжении нескольких столетий Италия была раздробленной на множество маленьких государств, зачастую враждовавших между собой. В 1861 году они смогли объединиться в единую страну – Королевство Италия.

Великий итальянский поэт был единодушно признан в качестве национального символа молодого государства всеми, независимо от политических, социальных и экономических взглядов. Создание единой Италии было заветной мечтой Данте. В своих философских и политических трактатах он мечтал о том чтобы «каждый человек мог жить счастливо, ибо он рожден для счастья», а для этого «необходимо чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было единым государством».

В начале 1860-х годов итальянское правительство задумало масштабные празднества, посвященные 600-летнему юбилею Данте. На средства короля Умберто было начато издание «Божественной комедии» на фронтисписе которой планировалось поместить портрет великого поэта. Портрет должен был украсить и памятную монету, о чеканке которой также писали итальянские газеты.

Изображения великого поэта, созданные самыми знаменитыми итальянскими художниками, можно видеть во многих монастырях, церквах, соборах, дворцах Италии. На картинах, фресках, скульптурных портретах мы узнаем поэта даже не читая подпись по характерным чертам лица: высокий лоб, впалые щеки, тонкий с горбинкой нос и заостренный подбородок. «Портрет Данте» исполненный неизвестным скульптором XVI века, с которого спустя почти 300 лет была отлита наша работа, ближе всего образу, созданному художником XV века Паоло Уччелло на фреске «Потоп» из цикла «История Ноя» для монастыря Санта Мариа Новелла во Флоренции: среди всеобщего хаоса и паники возвышается величественная фигура Данте, исполненная сдержанности, мудрости и спокойствия.

В свете намеченных торжеств встал, возможно впервые, важный с точки зрения национальной культуры и политики вопрос: какое именно из многочисленных изображений Данте можно считать его портретом? В 1864 году двум крупнейшим ученым – Луиджи Пассерини и Гаэтано Миланези – была поручена экспертиза наиболее ранних живописных и скульптурных изображений Данте. Итог работы ученых шокировал правительственную комиссию: ни одно из существующих ранних изображений поэта, включая изображение Данте на фреске в Барджелло, считавшейся работой его современника и друга, художника Джотто, нельзя назвать портретом.

Поскольку такое решение могло повредить празднованию юбилея поэта, задуманного с поистине государственным размахом, исследователям поручили провести повторную экспертизу.

В итоге, итальянские ученые объявили, что «вполне заслуживающей доверия» может быть признана портретная миниатюра средины XV века, хранящаяся во флорентийской библиотеке Риккардиана.

Никаких комментариев относительно того на чем основано их решение, какими критериями они руководствовались эксперты не оставили. Итальянское правительство, учитывая щекотливость сложившейся ситуации, таких разъяснений не попросило. Таким образом, «де-юре» вопрос о достоверности изображений Данте был решен, «де факто» же он остается открытым и сегодня.

Словесные описания внешнего облика Данте также есть, но все они были зафиксированы уже после смерти поэта, а значит опираются на воспоминания, которые далеко не всегда точны и надежны. Например, первый биограф Данте, Джованни Бокаччо, так описывал его внешность: «Был наш поэт роста ниже среднего, а когда достиг зрелых лет, начал к тому же сутулиться, ходил всегда неспешно и плавно, одежду носил самую скромную, как подобало его годам. Лицо у него было продолговатое и смуглое, нос орлиный, глаза довольно большие, челюсти крупные, нижняя губа выдавалась вперед, густые черные волосы курчавились, вид был неизменно задумчивый и печальный». Описание подробное, даже слишком, учитывая, что Бокаччо мог видеть Данте только в раннем детстве (когда Данте умер, Бокаччо было около 8 лет). Сыновья Данте и вовсе не оставили описания облика отца. У них можно почерпнуть некоторые сведения относительно его характера, но не внешности. Старший сын Данте Пьетро настаивал на том, что Данте прежде всего поэт, а поэзия есть «выражение человеческой души». И так ли уж важен внешний облик поэта, по сравнению с его духовным образом?


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"