A A A

Предварительные итоги VI Патроводкинской конференции 2009 г.

13.05.2009
Автор:  Бородина Валентина Ивановна

Список докладов
Конференции такого масштаба, как завершившая на днях работу «К.С.Петров-Водкин: от мизансцены Хвалынска к планетарному масштабу», в которых участвовали десятки специалистов из ведущих художественных музеев страны и даже из-за рубежа, обычно проводятся в столицах или крупных городах. Но Хвалынск – маленький городок на Волге - здесь завидное исключение.

Такие форумы сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) собирают раз в пять лет, и это уже шестая конференция, посвящённая творчеству земляка, планетарного художника К.С.Петрова-Водкина, чьё 130-летие со дня рождения мировая общественность будет отмечать в ноябре. И тут мы оказались «впереди планеты всей».

Что главное на таких форумах? Главное – это выслушать друг друга и затем обдумывать сказанное самостоятельно. До следующей конференции. Хотя вся эта махина информации с силой давит и на сетчатку глаза, и на слуховой аппарат, и на судорожно мечущееся всполошенное сознание. Давит на интеллект, пытающийся – не слишком успешно – встроить зримое и слышимое в худо-бедно стройную систему своих воззрений и оценок.

Докладов было много и главный вывод из услышанного: К.С.Петров-Водкин – это модель не только российской, но и мировой истории, в плане личного, религиозного и биографического опыта. Во многих докладах была явлена попытка разобраться, почему таким художникам, как Петров-Водкин, «мало» живописи и даже литературы, и они всегда устанавливают отношения между искусством и действительностью, жаждут соединить течение обыденной жизни с её идеальным смыслом, сделать этот смысл мировой поведенческой нормой и в конечном итоге изменить состав жизни, как говорил Кузьма Сергеевич, «принимать участие в жизненном бою» и пытаться «делать рай на Земле». Он хотел уже не культуру творить, а саму жизнь, заставить зрителя порвать со всеми старыми предрассудками, формами и способами жизни, «преобразить» его искусством, чтобы он (зритель) потом другую жизнь делал. «Оторвать от привычного» и должна была его новая сферическая перспектива, помогающая ввести зрителя в картину и сделать его соучастником изображённого действия, «напитать его (зрителя) с картины тем человеческим содержанием, чтобы это не только веселило, радовало, но и органически действовало на их клетки, на их кровяные шарики…». Как это созвучно другому «апостолу» живописи ХХ века – Павлу Николаевичу Филонову, с которым при жизни Кузьма Сергеевич, несмотря на общность задач, не был дружен, но который тоже говорил о «напряжении», о «реализации познанного» одной из сторон процесса (художником) и о последующем «действии реализованного в картине познанного на зрителя». Но Филонов отодвигал «действие» в далёкий «золотой век», который, по его мнению, когда-то должен наступить, а Петров-Водкин жаждал этого «действия» в настоящем.

Об этом размышляла в своём глубоком сравнительном докладе заместитель заведующего отделом научного редактирования и издательской деятельности ГТГ Л.Л.Правоверова. Оба художника говорили о путях «органического роста» (П.Н.Филонов), об «органической культуре», идущей на смену «античной» (К.С.Петров-Водкин), но от холстов Филонова веет трагическим экзистенциональным страхом перед тем пугающе прекрасным будущим, которое для нас, ныне живущих, недостижимо, а Петров-Водкин это будущее провидел в своих «ликующих» формах.

Целенаправленное самовоспитание, позволившее К.С.Петрову-Водкину перейти «через всю ширину жизни: от Сергея Фёдоровича …через многое, что люди веками изучали, копили, над чем мучились мыслями, и к этому прибавить своё», вдумчивое и серьёзное отношение к ремеслу, порождённое осознанием своей высокой миссии, роднило художника с личностью другого «титана» - Александра Иванова, чьё творчество служило Кузьме Сергеевичу источником обучения пластическому языку большой формы. Об этой связи шёл разговор в докладе кандидата искусствоведения из ГТГ С.С.Степановой «Кузьма Петров-Водкин и Александр Иванов: проблема органичной формы».

На фоне другого художника, с которым К.С.Петров-Водкин был связан дружескими узами на протяжении долгих лет – П.С.Уткиным, о творческих исканиях которого поведал заведующий русским отделом СГХМ им.А.Н.Радищева Е.И.Водонос в своём докладе «Творчество П.С.Уткина и проблемы русского символизма», стали более очевидны поиски Кузьмы Сергеевича «общеобязательных реальных норм единомыслия и единочувствия», которые в конце концов, и привели его от «искусства вкусового, бездейственного, стремящегося лишь к выражению отвлечённой от жизни гармонии к «искусству действующему», в котором этическая и эстетическая составляющие находятся в единстве.

Неслучайно, Кузьма Сергеевич уже в 1910 году пишет П.С.Уткину: «Все это виноваты Метерлинки, Уайльды разные, что надрывали силы наши впустую. Но теперь ясно же их клоунство и фокусы, проклянем их - бездарных чревовещателей и спиритистов - и пойдем к солнцу - отцу нашему, родящему цвет и заливающему цветом формы земли и человека». В какой-то степени с этим докладом перекликался фильм о жизни и творчестве хвалынского художника-символиста Л.А.Радищева – друга юности К.С.Петрова-Водкина, созданный сотрудниками художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина к 135-летию со дня рождения Л.А.Радищева.

Ощущение вселенского ритма было присуще К.С.Петрову-Водкину. Его посещали мистические переживания, а чувство единения с космосом бывало мгновенным и острым. Ему – сыну хвалынского сапожника и горничной - были по плечу высшие достижения человеческого духа. Может быть, поэтому во многих докладах и сообщениях «перекидывался мост» между, «мизансценой» Хвалынска, города его детства и юности с их первозданным уютом городских домиков, и «амфитеатром» стран, в которых довелось побывать художнику. Эта связь между макро-и микрокосмом ощутима даже в названиях докладов: В.И.Бородиной «К.С.Петров-Водкин: через Африку к «скифству»», И.А. Корневой из ГТГ «Повседневное и сакральное в творчестве К.С.Петрова-Водкина», С.И.Кулаковой из Курганского художественного музея «Идеи русского космизма на страницах автобиографической повести К.С. Петрова-Водкина «Хлыновск»», «Полихромия времени: земное время и вечное в произведениях К.С.Петрова-Водкина «Полдень» и «Фантазия»».

Последний был прочитан членом Союза художников России Е.И.Мальцевой. Доклад был не только философским, но и аналитическим. Чувствовалось, что автор доклада – художник, умеющий проникнуть в творческую «кухню» мастера.

На конференции звучали и доклады, связанные с отдельными страницами жизни К.С.Петрова-Водкина. Например, о связях художника и архитектора Императорского Двора Р.Ф.Мельцера, «вытащивщего», по выражению самого художника, его из «дыры, Хвалынска» в большой мир. О роли и личности Р.Ф.Мельцера даже в монографических исследованиях о художнике хотя и упоминается, но как о «тени отца Гамлета», поэтому подробный и богато иллюстрированный доклад сотрудника художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина Е.Э.Пондиной «Покровитель и друг. Р.Ф.Мельцер в судьбе К.С.Петрова-Водкина», наконец, позволил присутствующим познакомиться с жизнью и творчеством человека, которому К.С.Петров-Водкин был многим обязан в период своего становления.

Вместе с приехавшей из Лиона в Хвалынск Ольгой Гузевской участники конференции виртуально посетили места во Франции, связанные с годами учёбы Петрова-Водкина, знакомства с будущей женой. Фонтоне-о-Роз, Париж, Понт Круа в Бретани, Восточные Пиренеи на границе с Испанией – таковы маршруты его перемещений по Франции. Ольга – студентка факультета истории искусств лионского университета, в прошлом году уже путешествовала на теплоходе по Волге. Круг её профессиональных интересов – русское искусство рубежа 19-20 веков. Творчеством К.С.Петрова-Водкина она была «инфицирована» в ГРМ в Санкт-Петербурге, где училась на курсах русского языка. Кстати, она владеет не только русским, но, кроме родного – польского, блестяще французским и английским. Это было её первое выступление на конференции. Она надеется и в дальнейшем продолжать работу над темами, связанными с жизнью и творчеством К.С.Петрова-Водкина и поддерживать деловые отношения с музеем художника. Прощаясь с Хвалынском, а она была с папой – паном Хенриком Гузевским, они говорили: «Будем хранить воспоминания о нашем пребывании в Хвалынске и мечтать о следующей встрече».

На конференции прозвучали доклады, посвящённые исследованию отдельных произведений мастера. О «Семейном портрете» К.С.Петрова-Водкина 1937 года в контексте культурной жизни 1930-х годов рассказала сотрудник Художественной галереи Фонда поколений Ханты-Мансийска, где хранится этот портрет, Н.Л.Голицына. Долгое время этот портрет был не доступен для исследователей, потому что находился в частном собрании. Многие исследователи творчества К.С.Петрова-Водкина впервые именно на этой конференции увидели его в цвете на экране. Наталья Голицына очень убедительно связала этот портрет с фото- и кинохроникой тех лет, искусством плаката.

Елена Кузьминична Дунаева – дочь художника, присутствующая на конференции, помогла точнее атрибутировать его. В альбоме, посвящённом Художественной галерее Ханты-Мансийска, портрет датирован 1933 годом, но он был написан в мастерской на Кировском проспекте в Ленинграде, куда семья Петровых-Водкиных переехала в 1936 году. Так, благодаря Елене Кузьминичне удалось избежать длительных процедур и экспертиз по установлению подлинности и датировке картины.

Старший научный сотрудник Государственного музея А.С.Пушкина (отдел «Мемориальная квартира Андрея Белого») Е.В.Наседкина в своём скрупулёзном исследовании «Андрей Белый в «Групповом портрете советских писателей»: комментарий к незавершенной работе К.С. Петрова-Водкина» поведала не только о работе К.С.Петрова-Водкина над самим групповым портретом, но и показала редкие наброски к нему, хранящиеся в различных литературных музеях страны и мало известные не только широкому зрителю, но и специалистам.

Исследователям известны многие модели портретов К.С.Петрова-Водкина: «Рия» - Ариадна Шмидт, «Девушка у окна – Наталья Завалишина, «Казачка» - Наталья Грекова, в «Портрете Н.Л.» «зашифрована» Наталья Леоновна Кальвайц, но только на этой конференции открылось имя ещё одной ранее неизвестной модели художника – «Фекти». Старший научный сотрудник художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина С.В. Белозёрова обнаружила у старожилов Хвалынска фотографию семнадцатилетней Феоктисты Липатовой (Петровой), дальней родственницы художника, послужившей ему моделью дважды. Один из её портретов, написанных на даче художника «Красулинка» в окрестностях Хвалынска, хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике и считается до сих пор портретом мальчика.

Хвалынской Крестовоздвиженской церкви, где крестили будущего художника и дали «космическое» имя, где Кузьма Сергеевич венчался с Марой и для которой в 1910 году сделал фреску «Распятие», был посвящён доклад аспиранта Института истории и международных отношений СГУ А.В.Наумова «Храм двух Петровых». Архитектором храма волею судеб стал однофамилец художника, замечательный архитектор Г.В.Петров, по проектам которого было построено несколько церквей в Саратовской губернии, к сожалению, основные его постройки, в том числе и хвалынская, не дожили до наших дней. Память об этом храме Кузьма Сергеевич хранил, и во многих его известных композициях узнаваем её силуэт. 
Были на конференции и креативные выступления, например, научный сотрудник отдела «Дом Павла Кузнецова» Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева И.В.Гришин пытался «услышать» звучание полотен К.С.Петрова-Водкина. Он подготовил доклад «Musika sacra» («Сакральная музыка»), сопровождавшийся виртуальной экспозицией из полотен К.С.Петрова-Водкина, глядя на которую, думалось: «Если бы когда-нибудь все произведения мастера, хранящиеся в различных музеях страны и за рубежом, собрать вместе и сделать такую экспозицию, то и музыкального сопровождения не надо было, сама бы экспозиция «звучала».

Эстетик из Екатеринбурга, представлявшая Российский государственный профессионально-педагогичесакий университет, кандидат педагогических наук Г.П.Климова в своём докладе «Эстетика красного или «красная эстетика» в творчестве К.С.Петрова-Водкина» наметила эстетические подходы к категории красного в творчестве художника и попыталась ответить на вопрос: как эстетика красного переплетается с «красной эстетикой» ноосферного коммунизма три составные части которого – К.Маркс, В.Вернадский и И.Ефремов.

Научный сотрудник ГМИИ им.А.С.Пушкина Н.Г.Деркач, работающая с архивом П.Д.Эттингера в музее, обнаружила в нём два ранее неизвестных письма К.С.Петрова-Водкина, посланные из Хвалынска в 1916 году П.Д.Эттингеру. Эти письма важны не только своим содержанием и мнением художника о современной ему западной живописи, но и датами, которые дают возможность установить длительность пребывания Кузьмы Сергеевича в Хвалынске в 1916 году.

Детской повести К.С.Петрова-Водкина «Аойя. Приключение Андрюши и Кати в воздухе, под землёй и на земле» было посвящено два сообщения: А.В.Петрегородова – главный хранитель художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина, рассказала о содержании повести, о работе над ней, о мировоззренческих аспектах художника, нашедших отражение на её страницах, педагогом из Санкт-Петербурга В.Л.Тузовой было предложено «прочтение» повести современными школьниками, иллюстрировавшими «Аойю». В какой-то мере с последним выступлением перекликалось завершившее петрововодкинскую тему сообщение: «Художественные образы К.С.Петрова-Водкина в литературном творчестве школьников», с которым познакомила собравшихся редактор газеты «Жизнь Хвалынска» Г.Ю.Перекальская, много лет отдавшая работе с детьми, ведущая рубрики «Литературная страница» в местной газете.

Саратовский Государственный социально-экономический университет был представлен небольшим сообщением, подготовленным О.Б.Сосновцевой и Н.Ф.Петровой «Творческое наследие К.С.Петрова-Водкина в образовательной деятельности вуза», а студент кафедры истории, культуры и искусства этого университета Е.Е.Лежень рассказал о коллекции работ В.Н.Челицевой – хвалынской художницы, графика и скульптора, хранящейся в семье младшего сына художницы Е.М.Леженя.

В августе 2008 года исполнилось двадцать лет хвалынским пленэрам. Организаторам конференции показалось уместным дать высказаться и художникам, ежегодно приезжающим в Хвалынск на пленэр. Не всё из задуманного получилось. Открыла блок «Притяжение Хвалынска» научный сотрудник их Челябинского областного музея искусств Г.С.Трифонова давно мечтавшая посетить Хвалынск – город детства и юности «героини» её искусствоведческих исследований – В.Н.Челинцовой. «Структура пространства и образ мира в теоретическом и творческом наследии В.Н.Челинцевой (1906-1981)» стали предметом её выступления.

«Павел Иванович Басманов. Пребывание в вечности» - так называлось сообщение члена Союза художников России В.Н.Морковина. Оба этих имени – В.Н.Челинцова и П.И.Басманов неслучайно «всплыли» в блоке, посвящённом пленэрам. Под их «крылом» набирались сил будущие «патриархи» хвалынских пленэров – В.А.Мошников и П.А.Маскаев, а П.И.Басманов, с большим пиететом относившийся к творчеству К.С.Петрова-Водкина, считал саратовскую ветвь русского искусства одной из самых могучих, видел дальнейшее развитие искусства именно в продолжении петрововодкинских традиций. В фильмах «К 100-летию со дня рождения В.Н.Челинцевой» и, посвящённом истории хвалынских пленэров, «Но зовёт нас путь…», которые были продемонстрированы во время работы конференции, отражены эти связи с Хвалынском выше названных художников.

Более специальной теме, но близкой художникам, особенно тем, кто занимается педагогикой, а таких среди присутствующих было немало, посвящены сообщения А.В.Черемисовой «К вопросу моделирования мировоззрения на практических занятиях по рисунку и живописи (Кафедра дизайна Саратовского Государственного технического университета) и члена Союза художников России Г.М.Панфёрова «Христианство. Художник. Культура. Критический анализ книги Ханса Рокмакера «Современное искусство и смерть культуры»».

К двадцатилетию пленэров была открыта во время работы конференции выставка «Под небом голубым…», на которой были представлены одной-двумя работами многие действующие лица царственного хвалынского августа.

Е.И.Водонос в итоговом слове высказал сомнения о необходимости включения в программу конференции, посвящённой жизни и творчеству К.С.Петрова-Водкина, докладов и сообщений, прочитанных художниками - участниками ежегодных хвалынских пленэров. Но не дай бог нам настолько углубиться в свою науку, чтобы ей не было дела ни до чего, кроме себя самой. Ведь и К.С.Петров-Водкин интересовался жизнью во всех её проявлениях и прикасался ко всей её многообразной палитре. Нет, не можем мы, организаторы хвалынских конференций, отказаться от «всемирной отзывчивости». Ведь самые наши благодарные слушатели в течение этих шести конференций именно художники. И мы поступили бы неверно, изолируя науку об искусстве от самого творческого процесса.

В заключение конференции были показаны два высокохудожественных фильма, созданных именно художниками, из Красноярска, желанными ежегодными нашими гостями: «Призма» Владимира Белоусова – видеоверсия, созданного им за год, журнала «Русский Арль» и «Итальянская тетрадь» Татьяны Беловой – впечатления от шести дней, проведённых зимой в разных городах Италии.

Конечно, «за кадром» статьи осталось очень многое: неформальные встречи с гостями конференции и родственниками художника, приехавшими из Санкт-Петербурга, посещение могилы матери художника, поездки по петрововодкинским местам Хвалынска, путешествие по Волге на переправе «Капитан Федосеев», единственной, оставшейся с советских времён на Нижней Волге, открытие мемориальной доски на доме, принадлежавшем в 19 веке купцам Михайловым, где служили родители К.С.Петрова-Водкина и которому он посвятил главу «Дом Махаловых» в своей автобиографической повести «Хлыновск», кстати, к конференции издательством «Прогресс-Плеяда» была переиздана эта повесть и директор издательства С.С.Лесневский, приехавший на конференцию из Москвы, привёз с собой 50 экземпляров, которыми щедро одаривал гостей.

Кроме этой книги к конференции Саратовским государственным музеем им.А.Н.Радищева были изданы ещё две книги, связанные с К.С.Петровым-Водкиным: «К.С.Петров-Водкин и XXI век», в который вошли избранные доклады предыдущих конференций и воспоминания жены К.С.Петрова-Водкина Марии Фёдоровны «Мой великий русский муж…» - это поистине бесценный дар музея культурной общественности, собравшейся в Хвалынске.

Суть всех мероприятий так или иначе сводилась к одной теме, заложенной в самом названии конференции – планетарной масштабности личности К.С.Петрова-Водкина, потому что он всегда впереди на своём красном Пегасе, изображённом в картине «Фантазия», ставшей эпиграфом конференции. И не он, а мы должны стремиться стать его современниками и стремиться к такому же масштабу всей нацией.

Вот только несколько некоторые из высказываний, прозвучавшие в перерывах конференции:

Г.С.Трифонова (Челябинск). «Художник и родина – всё взаимосвязано. Здесь его истоки. К.С.Петров-Водкин – личность масштабная и хрестоматийная. Его творчество изучают студенты по программе. И здесь на конференции оно анализировалось глубоко и подробно. Современный художественный мир тоже не прошёл мимо личности К.С.Петрова-Водкина. И мысль о непосредственном воздействии этого живописца на современное художественное сознание прозвучала. Конференцией довольна. Направления выступлений различные. В провинциальном городке мероприятие такого масштаба – явление редкое».

С.И.Кулакова (Курган). «Ещё в студенческие годы моя дипломная работа была посвящена творчеству К.С.Петрову-Водкину, его религиозно-филосфским взглядам. Тогда, занимаясь в архивах, я открыла для себя совершенно нового художника. И уже спустя много лет из Интернета узнала, что на родине художника, в Хвалынске проводятся такие конференции. В 2003 году – приехала сама, сегодня – по приглашению. Это для меня великое счастье. Только здесь, в Хвалынске, поняла, почему мечта художника о другой, лучшей жизни зародилась именно здесь, в этом удивительном космическом пейзаже».

Ю.А.Быков (Балаково). «Главное достоинство конференции – живая память о великом художнике. Его творческий потенциал развивается новым поколением художников. Сколько человек сделал, настолько и живёт в памяти».

Е.В.Наседкина (Москва). «Я сердечно благодарна за приглашение на конференцию и возможность прикоснуться к этим дивным местам, о которых читала, слышала от друзей и давно хотела побывать, но совершенно не представляла, как это возможно - в нашей всегдашней суете и замотанности. А тут и дело, и интерес, и новые встречи, и впечатления, которые еще долго буду переживать в себе. Спасибо всем!».

Мы назвали статью «Предварительные итоги…», потому что, как правильно заметила Е.В.Наседкина, ещё долго будем вспоминать дни, проведённые вместе, обсуждать выступления и пытаться искать и «всколыхивать Космос внутри себя». Да, и спасибо всем, кто помогает нам приумножать память о художнике! 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"