A A A

История Петрововодкинских конференций. 2005 г.

01.01.2005
Автор:  Бородина Валентина Ивановна

8-10 августа 2008 года на родине художника: в городе Хвалынске Саратовской области, Художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина, филиал Радищевского музея, проводит VI конференцию, посвящённую жизни и творчеству мастера. Тема конференции - К.С.Петров-Водкин: от мизансцены Хвалынска к планетарному масштабу.

Директор Хвалынского музея К.С.Петрова-Водкина В.И.Бородина подготовила к этому событию историю Петрововодкинских конференций. В этом материале Вы можете познакомиться с проведением конференции в 2005 г.

Инициатором внеочередной конференции 2005 года «Педагогическая система К.С.Петрова-Водкина и траектория развития художественного образования» была постоянная участница предыдущих конференций кандидат педагогических наук РГППУ Климова Г.П. и член Союза дизайнеров России Климов В.П.

В ней приняли участие представители систем художественного образования от Выборга до Красноярска. Много говорилось на конференции о педагогической программе для высшей школы, разработанной К.С.Петровым-Водкиным в 1921 году. По этой программе в 1920-е годы преподавали в Академии художеств. Собравшиеся отмечали необходимость программы, наиболее абстрагированной от внешних приёмов. Как говорил К.С.Петров-Водкин, надо «не наталкивать ученика, не заставлять его делать «под других», не напяливать ему на нос чужих очков. Педагог обязан научить его видеть собственными глазами, а не подсказывать ученику видимость». Разговор шёл о том, как научить студента не просто каноническим правилам изображения, а научить учиться. И снова вспоминали слова К.С.Петрова-Водкина о том, что «может быть, всякая школа, какая бы она ни была – это печь для переплавки и разжигается она собственным огнём: руководители только раздувают этот огонь либо гасят его».

Как пробудить скрытые возможности, которые носит в себе человек – вокруг этого вопроса разгорались дискуссии. Предлагалось привлечение в художественное образование носителей разных направлений, репрезентаций и художественных высказываний, которое может оказаться мощной интеллектуальной инъекцией, оказывающей на студентов сильное воздействие. В некотором роде речь шла о шоковом образовании, которое в современных условиях может оказаться более эффективно, чем нежное вскармливание. Ведь и К.С.Петров-Водкин отмечал меньший вред такой встряски: «За полтора десятка лет моего ученичества много мне пришлось испытать на моей спине всяких учительских сноровок – и русских, и западноевропейских. Менее вредными из них были, пожалуй, те, которые щенком швыряли меня в глубину, даже не осведомившись о том, умею ли я плавать».

Конечно, во всём сказанном на конференции присутствовало, может быть, меньше обозначенности формата художественного образования, чем его предчувствия, но собравшиеся говорили о наболевшем. Эта конференция была, может быть, одной из первых, начавших давно назревший разговор о стратегии и технологии художественного образования. Многие художники из Екатеринбурга, например, супруги Степановы, принимавшие участие в конференции, стали ежегодными участниками хвалынских пленэров, почувствовав «притяжение города».

Художники знают, что Хвалынск действительно обладает духовным полем. И это поле - эстетическое и природное пространство, которое объединяет, сплачивает, обогащает и даёт возможность реализовать внутреннее состояние. Есть две модели города: прямоугольная сетка (как Санкт-Петербург) и радиальная с центром (кремлём) – как Москва. Хвалынск соединил в себе обе модели: сам город, его улицы расчерчены на прямоугольники кварталов, согласно плана Николая 1, но, если посмотреть на него с окрестных гор и холмов, окруживших подковой Хвалынск, то можно увидеть радиальную модель с центром-городом внутри и дорогами от него в горы по радиусам. Единство макро-и микрокосма, мизансцены города и амфитеатра – «изумрудного ожерелья» гор, поражает. Кстати, амфитеатром называл «песчаные и меловые горы, густо заросшие строевой и мачтовой сосной» сам художник. Отсюда, из этого единства планетарности и первозданного уюта городских домиков, улиц и переулков особое пространственное чувство Петрова-Водкина. Именно оно и притягивает, завораживает. Неслучайно очередная шестая конференция 2008 года называется: «К.С.Петров-Водкин: от мизансцены Хвалынска к планетарному масштабу». Итак, добро пожаловать в Хвалынск! 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"