A A A

Дневник 28-ого хвалынского пленэра. Часть первая. Дух

01.09.2015
Автор:  Бородина Валентина Ивановна

  • Участники 28-ого хвалынского пленэра
Закончился 28-ой августовский пленэр в Хвалынске, завершающий четвёртый семеричный цикл, если рассматривать его с точки зрения семеричных жизненных циклов человека. За эти годы всё же сложилось, как нам представляется, общее «тело-чувствилище» из участников пленэра, в котором каждый, независимо от возраста, является клеткой, отвечающей за какую-то из жизненных функций этого организма, и к нему вполне применим этот семилетний цикл. Это один из важнейших циклов в жизни человека, потому что именно в эту «семилетку» возникает необходимость примата Духа над материей. И дальнейшая жизнь человека зависит напрямую от того, сумел ли материальный человек установить связь с человеком духовным. В 2009 году, когда мы только начинали заносить ногу на четвёртую ступень (четвёртый семеричный цикл), мы были едины в желании возвратить утраченную традицию, ограниченную тогда рамками саратовской школой и в том, что искусство - это духовный путь, который тоже понимался тогда как путь самосовершенствования с помощью искусства. Но ведь Хвалынск был только местом – «привалом грезейров» (так называл хвалынские пленэры московский график А.И. Демко, «грезейры» от слова «грезить»), где художники соединялись на некоторое довольно короткое время, а затем разъезжались до следующего года по своим городам и весям, попадая в разные культурные матрицы, под влиянием которых формировалось их мировоззрение. Пока на трёх предыдущих ступенях (семилетках) превалировали вопросы, касающиеся чисто пластических аспектов, работы на изобразительной поверхности, объективных законов в искусстве - всего того, что связано больше с материальной реализацией нежели с духовной, т.е. того как изображать, разногласий не было. Но на четвёртой ступени, связанной с духовным самоопределением, ментальностью художника, когда изобразительный язык более или менее была освоен и встала проблема не только как изображать, но и что – стали появляться антиномии в понимании задач искусства: если для одних искусство – цель, то для других – только средство, а цель – Бог. Некоторые из тех, кто начинал эти пленэры, делают ставку на спонтанность, непосредственность, считая, что эмоциональный отклик, психическая реакция на окружающий мир – в этом главная ценность и задача творческой реализации, другие считают, что искусство – это дорога с двухсторонним движением: художник оттачивает свой пластический язык с помощью знаний, умений, интуиций, но и само произведение, созданное в таком борении с собой и с материалом, воздействует на художника, преобразует его внутренний мир. И в этом они находят поддержку у признанного авторитета – К.С. Петрова-Водкина, который писал в 1928 году: «Если твоя работа не совершенствует тебя - другого она бессильна усовершенствовать». Но цитата, вырванная из контекста всей жизни художника, не позволяет нам судить о том, каким образом совершенствовал своё искусство художник с Богом или без Оного. Во всяком случае, он «чистил» себя под Христом, считал, что только с Христом «открылось Небо», отрицал Ветхий Завет, основанный на Законе, а не Благодати, считал, что только Христом снимается с сердца человеческого покрывало Закона, сознавал трагическую несовместимость двух систем ценностей, представленных Ветхим и Новым Заветами (в музее К.С. Петрова-Водкина хранится Евангелие, принадлежавшее художнику, в котором его рукой перечёркнуто всё, что связано с Ветхим Заветом). Другая же часть группы считает, что сейчас важна внутренняя «чистка», надо думать не столько о том, как писать, но о том, как жить и идти путём веры, освобождаясь от обманчивых внешних соблазнов и ценностей. Возникает вопрос: возможно ли самосовершенствование, не есть ли это иллюзия современного мира? Возможно ли совершенствование без Бога, только с помощью искусства или собственных сил?
Возвращение к традиции начинает пониматься шире, как поиски национального духа, воплощённого в жизни русскими святыми, на которых должен ориентироваться художник, нести крест, чтобы смирить гордыню, которой заражены творческие личности. Если первые считают, что трансформация сознания возможна с помощью совершенствования пластической формы, то другие повторяют слова П.И. Басманова, сказанные когда-то одному из основателей пленэра В.А. Мошникову: «Форма стоит не больше того, чего она стоит <…> Руководствоваться содержанием. Мысль должна предшествовать работе. <…> Звать людей к добру, соединиться с Богом. <…> Выжить и сохранить русский дух – вот задача <…> помогать свою страну воссоздавать <…> Нужно стремиться понять корни и русского человека и людей других национальностей»
В этих антиномиях и проходил жаркий август 2015 года.
Четвёртая «семилетка» позади, но перешли ли мы на пятую ступень? В пространственно-временном континууме ступень пройдена, но сумели ли мы преодолеть её внутренне, ментально? Не задержались ли мы на ней и не продолжаем ли жить в иллюзиях на этом перевале? Ответы на эти вопросы предстоит искать каждому из нас. Конечно, уход в мир иной в эту семилетку «патриархов» пленэра – П.А. Маскаева и Г.П. Губанова, которые могли бы протянуть руку вслед идущим, вселить уверенность в выбранном пути, во многом определявших стратегию развития пленэров, сказалось на их качестве, хотя количественно пленэр увеличился за счёт балаковских художников, которые уже второй год приезжают в августовский Хвалынск, не имея в соседнем Балаково ни интереса, ни поддержки со стороны властей. И хотя материальной поддержки пленэра нет и в Хвалынске, но общение в художественной среде, атмосфера доброжелательности, неподдельного интереса к творческой реализации каждого, становится притягательной не только для них, но и для многочисленных студентов – будущих дизайнеров и архитекторов, обретших в Хвалынске хорошую пленэрную школу.
Второй год хвалынские пленэры посвящаются ушедшим художникам: в 2014 году пленэр был посвящён П.А. Маскаеву, а нынешний – замечательному петербургскому художнику, нашему старшему другу Геннадию Павловичу Губанову. И одна из первых общих встреч так и называлась «Искусство как духовный путь Г.П. Губанова». В.А. Мошников готовился к ней ещё в Саратове и на встрече показал большую, очень глубокую презентацию о жизни и творчестве Геннадия Павловича, который, как мог, выполнял наказ своего главного учителя в жизни – П.И. Басманова – «пользоваться красками, но писать чувствами». Кроме презентации на вечере были показаны прижизненные видеозаписи 2011 года, на одной из которых Геннадий Павлович, с экрана обращаясь к художникам будущего, говорил о важности связывания в единый поток старой и новой живописи: «в старом искусстве искать новое, а в новом – старое», – эта связанность, когда одно вытекает из другого и есть «органическая культура» - мечта К.С. Петрова-Водкина. Будучи истинным живописцем, Геннадий Павлович пожелал художникам, идущим вслед, любить цвет и сохранять чистоту души, потому что она даёт чистоту и глубину живописи.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"