Выставка керамики Германии XVII-XX веков
Автор: |
Михайлова Людмила Михайловна - заведующий сектором Довгаленко Анна Сергеевна |
Коллекция немецкой керамики в собрании Радищевского музея насчитывает более восьмисот предметов.
Её основу заложил Алексей Петрович Боголюбов, принеся в дар музею в числе других произведений прикладного искусства 40 вещей старого саксонского фарфора. От Алексея Петровича в музей пришла и значительная часть немецкой керамической посуды из так называемой «каменной массы». В 1920-е годы собрание немецкой керамики пополнили предметы из Государственного музейного фонда. Самым крупным поступлением 1970-х годов стало собрание известного врача Ольги Александровны Гордеевой, Почетного гражданина г. Саратова. Коллекция Гордеевой дополнила фонд немецкой керамики музея замечательными фарфоровыми произведениями XIX и XX века.
Задолго до появления фарфоровых мануфактур в Германии, как и во всей Европе, существовали керамические производства. Один из таких центров - мастерские города Вестервальда представлены на выставке изделиями XVIII – XX веков. Это традиционные предметы из «каменной массы» в виде кружек, кувшинов, кубков. Формы и декор этих предметов остаются неизменными с XVI века до настоящего времени.
Первым европейским фарфоровым производством стала Мейсенская фарфоровая мануфактура, основанная в 1710 году в крепости Альбрехтсбург, недалеко от Дрездена. Завод был создан под покровительством курфюрста Саксонского и короля Польского Августа II Сильного благодаря научной работе и экспериментам Эренфрида Чирнхауса (1651-1708) и Иоганна Бёттгера (1682 – 1719).
Мейсенский фарфор составляет основу коллекции немецкой керамики в собрании Радищевского музея.
Особой редкостью являются изделия первой половины 18 века, которые стали классикой мейсенского фарфора. Уникальными экспонатами на выставке являются чашечка и блюдце с росписью на тему «сцены в гаванях», прекрасно передающие в миниатюре пейзажи с морскими и речными портами. Подобные предметы создавались на мануфактуре в 1720 – 1730-е годы. Этот период в истории первой фарфоровой мануфактуры назывался «живописным» и был связан с именем известного в Европе художника, ученого Иоганна Херольда.
Ранняя мейсенская продукция подражала китайским керамическим изделиям XVI – начала XVIII веков. Традиции расписывать фарфор пейзажными и жанровыми сценами по образцам картин и гравюр известных художников были заложены на мейсенской фарфоровой мануфактуре. Примером служит сервиз с живописным декором «крестьянские сценки в натуралистическом пейзаже» по мотивам картин Девида Тенирса. Многоцветная яркая роспись оттеняет белезну фарфора так ценимую мастерами 18 века.
Мейсенская скульптура представлена на выставке произведениями, созданными по моделям Кендлера, Эберлейна, Асье и Шпилера.
К наиболее эффектным и сложным по исполнению произведениям Мейсенской фарфоровой мануфактуры, представленным на выставке, относятся стенное зеркало, ваза ароматница, и другие произведения 19 века с лепными цветами, фигурками амуров, птиц и богатой росписью. Цветочный лепной декор, придуманный во Франции, в большей степени получил развитие на фарфоровых производствах Германии. Именно немецкие мастера сделали его главным орнаментальным мотивом своих изделий, соединив с пластикой формы и живописным декором предмета.
В 1763 году Фридрих II, страстный ценитель и коллекционер восточного и европейского фарфора, приобретает в Берлине собственное фарфоровое производство. С этого момента бывшая мануфактура Гоцковского называется королевской. На рубеже 18 – 19 веков она становится одним из успешных в техническом и художественном отношении предприятий.
Берлинская мануфактура создала свой хорошо узнаваемый стиль, отличительной чертой которого было сочетание общеевропейских культурных тенденций с особенностями прусского национального характера. Живописные росписи отличались насыщенными, но сдержанными тонами. Наряду с лавром, миртом и пальмой на берлинской мануфактуре использовали мотив дубовой ветви. В букетах часто встречается мак. В декоре – мотив змеи, кусающей свой хвост. Классическим примером берлинского фарфорового производства является каминная ваза, выполненная в начале 19 века.
Значительный интерес в собрании Радищевского музея представляют изделия частных фарфоровых предприятий, которых в Германии существовало огромное количество. Наиболее известные из них представлены на нашей выставке. Это заводы Саксонии, Тюрингии, Силезии и Баварии.
Частные производства испытывали огромное влияние мейсенской мануфактуры, повторяя основные принципы моделирования форм и декорирования предметов. Ассортимент изделий этих заводов также повторял наработанные Мейсеном образцы.
Подобные предприятия были нацелены на выпуск более дешевой продукции для широких слоев населения – от небогатых дворян до зажиточных бюргеров. Основанные, как правило, бывшими арканистами королевских фарфоровых мануфактур, они сохраняли достойное качество фарфоровой массы, профессионализм в росписи и лепном декоре, в моделировании скульптурных форм. Это позволяло частным заводам соперничать между собой и конкурировать с государственными фарфоровыми производствами. Наиболее успешные из них существуют и в настоящее время, сохраняя лучшие традиции немецких фарфоровых мануфактур былых времен.
Кроме предметов немецкой керамики на выставке представлены живописные произведения западноевропейских авторов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ МУЗЕЯ
ПРОЕКТЫ
ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ