A A A

«Русский авангард: столицы и провинция». Выставка в Радищевском музее

07.10.2015
Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом

Материалы по теме: 

Живописные произведения авангардного искусства. Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»;   Творческие эксперименты саратовских художников. Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»;   «Агитационный фарфор». Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»;   Каталог русского авангарда из собрания Радищевского музея;   Графика лидеров русского авангарда. Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»

  • «Русский авангард: столицы и провинция». Выставка в Радищевском музее
08.10.2015  —  13.03.2016
           

На выставке работает бесплатный аудиогид для мобильных устройств.

Выставка включает живописные и графические произведения, скульптуру, фарфор и печатные издания первых десятилетий двадцатого века. Это была эпоха смелых художественных опытов, когда происходило разрушение устоявшихся стереотипов и шли активные поиски новых форм, возникали разнообразные творческие направления и группировки. Коллекция авангардного искусства Радищевского музея насчитывает более 200 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, книг. Она сложилась благодаря двум основным потокам поступлений: в 1920-е годы – от авторов и из Государственного музейного фонда, в 1960-1970-е годы – от наследников художников и частных коллекционеров. Наряду с работами из коллекции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева на выставке экспонируются живописные произведения из картинной галереи Вольского краеведческого музея.

Наиболее значительной в собрании нашего музея является подборка произведений мастеров объединения «Бубновый валет». Группа «Бубновый валет» ведет свое начало от одноименной выставки 1910 года, в которой приняли участие молодые выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Этих художников объединяло стремление усилить декоративное начало в живописи с помощью насыщенного цвета и выразительной формы. В своих творческих поисках они опирались на достижения французской живописи эпохи постимпрессионизма, в частности – на работы Поля Сезанна, а также использовали традиции народной ярмарочной вывески. На выставке демонстрируются картины выдающихся мастеров этого объединения – Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Роберта Фалька, Александра Куприна, Александра Лентулова, Давида Бурлюка.

Экспозиция выставки дает представление о развитии русской художественной культуры 1910-1920-х годов – от произведений художников-бубнововалетцев до смелых экспериментов мастеров беспредметного искусства. На выставке показаны произведения Ольги Розановой, Льва Циперсона, Веры Пестель, Александры Экстер, Бориса Эндера, оставивших заметный след в авангардном движении своей эпохи.

Отдельным блоком показаны творческие поиски саратовских живописцев и графиков. Из тех, кто стоял у истоков саратовского авангарда, в музейном собрании наиболее полно представлен Валентин Юстицкий. Человек необычайно одаренный и артистичный, восприимчивый ко всему новому, Юстицкий прошел через увлечение примитивизмом, кубизмом, футуризмом, конструктивизмом, иногда, практически в одно и то же время, создавал работы в совершенно разной стилистике. Еще один яркий представитель саратовского авангарда – Давид Загоскин. Судя по трем сохранившимся авангардным композициям, формально-пластические искания художника развивались от кубизма в направлении конструктивизма. Работы Музы Егоровой-Троицкой и Алексея Арапова написаны во время их учебы в мастерской Юстицкого и представляют собой не самостоятельные творческие произведения, а постановочные композиции, нацеленные на освоение приемов кубизма. Евгения Егорова интересовала бурлившая вокруг сложная и противоречивая жизнь, мир «маленького» человека со всеми заботами и нехитрыми радостями. Жанровые живописные и графические работы, в которых проявился интерес художника к социальной реальности, сохранили для нас множество характерных примет жизненного уклада двадцатых годов, порой оставшись едва ли не единственными свидетельствами «бытового поведения» самых обычных жителей Саратова.

В раздел декоративно-прикладного искусства включены образцы «агитационного фарфора» с лозунгами и революционной символикой. Первые его образцы появились осенью 1918 года. Ведущую роль в создании новой стилистики принадлежит Сергею Чехонину, который заложил основы декоративного стиля агитационного фарфора, основанного на сочетании символических изображений или эмблем и поясняющих их надписей.

Выставка «Авангард: столицы и провинция» дает возможность понять, к чему стремились идеалисты и романтики 1920-х годов, свято верившие в высокую миссию искусства и его способность сотворить новый совершенный мир. 


0
Татьяна
Спасибо музею за уникальную выставку! Мы можем гордиться нашим музеем, его богатым фондом и квалифицированными экскурсоводами. Отдельное спасибо экскурсоводу в пестром платке (к сожалению не запомнила имя)
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"