A A A

"...Воспринимающий и утверждающий прекрасное и здоровое в каждом миге..." К 135-летию Петра Саввича Уткина

11.06.2013 13:42:00
"...Воспринимающий и утверждающий прекрасное и здоровое в каждом миге..." К 135-летию Петра Саввича Уткина

"Это был поэт, всем своим существом воспринимающий и утверждающий прекрасное и здоровое в каждом миге, в каждом движении жизни, органически прогрессивный художник, всегда и всюду у своего рабочего станка и в быту — без раздвоений, целостный талант и человек".

Александр Иванович Савинов

"Петр Уткин. Жест и поза, чарующие своей мечтательностью. Художник большой выразительности и глубины", – писал о своем современнике Александр Койнарский. Творческое дарование Петра Саввича Уткина отмечено особым лиризмом, одухотворенностью, музыкальностью произведений, звучащих словно в унисон друг с другом и с эпохой Серебряного века русского искусства. Его талант, раскрывшийся в пейзажах, натюрмортах, книжной иллюстрации, отличает удивительная цельность, приверженность определенной художественной традиции и образному строю. Между тем, имя его не столь на слуху у современной публики, как имена многих его предшественников и единомышленников, таких как Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин. По точному выражению искусствоведа Е.И. Водоноса "действительное место П.С. Уткина в русском искусстве скорее только приблизительно обозначено, нежели доказательно определено". Не последнюю роль в этом сыграла и драматическая судьба его творческого наследия: многие из работ погибли, многие распылены по частным коллекциям и краевым музеям. Недостает и архивных документов, которые позволили бы точнее воссоздать определенные периоды и вехи его жизни.

Замысел выставки "Целостный талант и человек", посвященной 135-летию со дня рождения Петра Саввича Уткина, состоит в том, чтобы многогранно и полно осветить истоки творчества саратовского живописца и время расцвета его таланта, а также продемонстрировать влияние художественного мира Петра Уткина на традиции "саратовской школы" живописи ХХ века. Для воплощения этой идеи в экспозицию было отобрано большинство работ Петра Уткина из коллекции Радищевского музея, произведения его предшественников, современников и учеников.

Петр Саввич Уткин родился 9 октября 1877 года в Тамбове. В 1878 году Уткины переехали в Саратов. Вскоре после этого отец покинул семью, в которой подрастало три сына, и мать будущего художника Ольга Варфоломеевна Колобова оказалась в крайне бедственном положении, поэтому Петр Уткин довольно рано начал работать. Однако стесненные обстоятельства не помешали юноше проявить искренний интерес к живописи.

В 1892–1893 годах Уткин посещает художественную студию при Саратовском обществе любителей изящных искусств. Там же происходит знакомство с Г.П. Бараки и В.В. Коноваловым, известными саратовскими художниками-педагогами. В этот период Петр Уткин создает этюды, в большинстве из которых уже явственно слышен лейтмотив его зрелого творчества. В небольших пленэрных работах "Осень. Разбойщина", "Затон. Начало Исадов", "Разлив Волги. Зеленый остров" есть и внимание к пограничным состояниям природы, к потухающему дню, и разнообразные вариации оттенков одного тона, и философская созерцательность. Эти качества останутся доминирующими в его произведениях на протяжении всего творческого пути. 

В конце 1890-х годов Уткин и его друг Павел Кузнецов знакомятся с вернувшимся из Парижа Виктором Борисовым-Мусатовым. Эта встреча и увлечение искусством старшего современника оказали большое влияние на становление живописной системы Петра Уткина, ставшего продолжателем мусатовской традиции. Сходство мировосприятия, общность лирического звучания полотен, внимание к музыкально-ритмической выстроенности композиции, любовь и интерес к волжской природе, бесспорно, роднит двух художников. О близости поэтике В. Борисова-Мусатова свидетельствуют как работы Уткина 1890-х годов ("Волга зимой", "Осень. Китайская роза", "На Волге"), так и более поздние его произведения.

Он продолжил учебу в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1897–1907), где преподавали в то время А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, В.А. Серов, К.А. Коровин.

В этот период набирает силу вторая волна русского живописного символизма, и художник, наряду со своими саратовскими единомышленниками Павлом Кузнецовым и Александром Матвеевым, становится одним из идейных и творческих вдохновителей символистского содружества "Голубая роза", заявившего о себе одноименной выставкой в Москве в 1907 году. Но прославившейся художественной акции голуборозовцев предшествовала пора формирования новых эстетических принципов, и, пожалуй, самыми значимыми в этом смысле для Петра Саввича Уткина оказались события 1902–1904 годов.

В 1902 году П.Уткин, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов получили заказ от саратовской епархии на роспись церкви Казанской Божьей матери. Для молодых художников эта работа стала уникальной возможностью попробовать себя в монументально-декоративной живописи, уйдя от ограничений плоскости холста. К технике панно в это же время вплотную подошел и В. Борисов-Мусатов. Их трактовка Священного писания, образы святых, выполненные в духе неопримитивизма, были смелыми и талантливыми поисками собственного места в новом направлении символизма. К сожалению, эти росписи показались заказчикам кощунственными и были уничтожены по решению суда.

В 1904 году Петр Уткин – деятельный участник и организатор предтечи "Голубой розы" – выставки "Алая роза", прошедшей в Саратове. На ней были представлены произведения В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, П. Кузнецова и других московских и саратовских художников, идейно близких друг другу. Но демонстрация сил нового течения в Саратове осталась непонятой и была встречена местной прессой и критикой в штыки.

Совсем иначе сложилась судьба "Голубой розы" 1907 года. Эта выставка, название которой было и именем художественного движения, ставившего своей целью через посредство живописи вырваться из оков реальности, построить собственный мир, не идентичный существующему, стала значительным событием в русском искусстве начала ХХ века. Голуборозовцы стремились к воплощению мечты о гармонии духа, о единстве и совершенной форме. Живопись мастеров «Голубой розы» – П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, Н.Н. Сапунова, М.С. Сарьяна, С.Ю. Судейкина, Н.П. Крымова и других – создала особый мир мечтаний, видений и слегка приоткрытых тайн.

Определяющими стилевыми чертами объединения стали камерность, богатство цветовой палитры, напряженное внимание к передаче света, орнаментализм и декоративизм мотивов. Творческие судьбы единомышленников "Голубой розы" сложились по-разному. Одни члены содружества достаточно быстро отошли от символистской эстетики, другие остались верны ей.

Петр Уткин не только воспринял основные постулаты голуборозовства, но и по-своему "прочувствовал" их, оставаясь в русле мусатовской традиции и своей привязанности к пейзажу как жанру. Он, в отличие от многих символистов этого времени, не отходит полностью от изображения натуры к чистому символу. Через природный мотив Уткин приходит к романтическим размышлениям, к музыкальности, ритмичности, и потому, некоторой бесплотности работ. Это переосмысление творческих основ содружества "Голубая роза" станет определяющим и для его дальнейшего творчества.

Так, в работах 1910-х годов "Мимоза", "Дети на фоне окна комнаты", "Натюрморт" живость и натурность очень органично соседствуют с условностью и декоративностью изображения.

В 1908–1914 годах Уткин проводил большую часть года в крымском имении Новый Кучук-Кой, лишь на зиму возвращаясь в Саратов. Владельцем имения был действительный статский советник, финансист и меценат Яков Евгеньевич Жуковский. Увлеченный идеями символизма и модерна, Жуковский задумал создать в своей крымской усадьбе целостный ансамбль виллы и парка, ознаменованный единством архитектурной, скульптурной и живописной составляющих. Для воплощения этой идеи после выставки "Голубая роза" в Новый Кучук-Кой были приглашены Павел Кузнецов, Петр Уткин и Александр Матвеев. Но сильнее всех оказался привязан к вилле Уткин, подолгу живший там с семьей. Большую роль в судьбе художника сыграла и поддержка Я.Е. Жуковского. Меценат предоставлял в распоряжение Уткина мастерскую в Кучук-Кое, покупал многие его произведения. В этот плодотворный период художник создает не только рисунки и акварели, в которых скрупулезно фиксирует сложение архитектурно-паркового комплекса, но и очень лиричные, музыкальные пейзажи и натюрморты, своеобразную крымскую сюиту. В работах этого этапа Уткин постепенно уходит от мистики, свойственной символизму, к большей материальности и конкретности сюжета. Но все же вполне реальный ансамбль усадьбы, сад, скульптуры А. Матвеева предстают в пейзажах Петра Уткина вне контекста эпохи, они словно оторваны от времени, и превращены в живописный образ. Художник много и внимательно работает с тончайшими оттенками одной гаммы, со светом и полутенями. Тревожное звучание картин голуборозовского периода уходит, сменяясь чувством умиротворения и спокойствия.

События революции 1917 года и последовавшая за ними реорганизация всех сторон общественной жизни заставили П.С. Уткина активно заняться координацией и руководством в сфере преподавания и художественной жизни Саратова. В мае 1918 года совместно с А.И. Кравченко он организовывает коллегию изобразительных искусств при саратовском Совдепе. В этом же году ему поручено руководство школами живописи и рисунка местного Отделения искусств совета народного образования. Он – первый уполномоченный по делам Свободных государственных художественных мастерских, возникших после расформирования Боголюбовского училища.

В 1921–1923 году Уткин руководил студией изобразительных искусств саратовского Пролеткульта, а также членом комиссии экспертов, созданной при Радищевском музее.

К середине 1920-х на смену организаторской активности приходит увлеченность преподавательской деятельностью. Учениками Петра Уткина, впитавшими немалую толику его лиризма, были такие достойные представители "саратовской школы" ХХ века, как Михаил Александрович Аринин, Борис Васильевич Миловидов, Евгений Васильевич Егоров, Владимир Иванович Кашкин и другие. Интенсивная преподавательская деятельность Уткина, к сожалению, не позволяла посвящать достаточное количество времени собственному творчеству. Поэтому работает он менее интенсивно, чем в дореволюционные годы. Однако поэтика работ 1920-х годов свидетельствует о том, что революционные бури не пошатнули принципов художественного мировидения Уткина. Несомненна музыкальность и эмоциональная содержательность его произведений "Осокорь", "Окрестности Саратова". И зимний пейзаж в картине "Красноармейцы-лыжники", жанровом произведении, отразившем колорит эпохи, также мелодичен и самоценен.

В 1931 году Петр Савич Уткин уволился из Саратовского художественного техникума из-за конфликта с его директором и переехал жить в Ленинград. Там по приглашению от руководства Академии художеств он стал профессором живописного отделения института живописи, скульптуры и архитектуры. Петра Уткина не стало в ночь с 17 на 18 октября 1934 года. Во время блокады Ленинграда погибла большая часть работ художника.

Творчество П.С. Уткина, несомненно, оказало ощутимое влияние на развитие искусства первой половины ХХ века и на тот путь, которым движется "саратовская школа" живописи. Его пейзажи, тонко написанные и прочувствованные натюрморты стали предметом вдохновения для саратовских художников, и поныне разрабатывающих и продолжающих линии, намеченные в художественном творчестве Уткина.

Ирина Похазникова

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.

Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

         "Волгатранстелеком""Галерея эстетика"
       ГТРК Саратов          
СарБК   Администрация муниципального образования "Город Саратов" ИА "Взгляд-инфо"  
   

Петербургские  каникулы. Фестиваль кино и музыки