A A A

«СОВЕРШЕННО ВЗРОСЛЫЕ РАЗДУМЬЯ…» Заметки о литературной части V Областного конкурса «Мир Борисова-Мусатова»

11.06.2013 11:39:00
Традиционно конкурс детского творчества «Мир Борисова-Мусатова» делится на два больших раздела: литературный и художественный. Однако, если работы призеров и финалистов в художественных номинациях входят в состав масштабных выставок в Радищевском музее и музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова, то итоги литературной составляющей конкурса остаются несколько в тени.

Конечно, эссе не столь репрезентативный жанр как живопись, графика, скульптура, и требует иного постижения. В связи с этим в этом году работы, завоевавшие призовые места, будут опубликованы на сайте музея.

Особенности литературного ответвления V Областного конкурса «Мир Борисова-Мусатова», прошедшего в 2009 года потребовали серьезного аналитического осмысления со стороны жюри. Произведения, завоевавшие Гран-при и первые места, поразили членов жюри своей самобытностью и глубиной восприятия художественного произведения. Но следует отметить две особенности конкурса этого года, которые стали очевидны после подведения итогов. Во-первых, (и, к сожалению) работы конкурсантов старшей возрастной группы (15-17 лет) показались менее яркими и интересными, чем эссе участников более юного возраста (группа 12-14 лет).

Старшеклассники продемонстрировали серьезные искусствоведческие изыскания, ставшие плодами освоения большого количества научных исследований в области искусства и его истории. Но истинная экспрессия, чувство и личностное восприятие живописного полотна отходят в них на второй план, а порой и вовсе незаметны. В результате, в старшей возрастной группе были выбраны только вторые и третьи места.

Во-вторых, среди гран-при и первых мест не оказалось работ, посвященных Борисову-Мусатову. Установить причину этого факта сложно. Но мысль о том, что столь серьезные и глубокие эссе были посвящены и произведениям эпохи Средневековья, и работам о картинах современных художников – темам, по меньшей мере, непростым – радует и вселяет оптимизм.

Такова, к примеру, работа 14-летнего Никиты Быстрова из Хвалынска, завоевавшая гран-при. Произведение этого юного философа написано в оригинальном авторском жанре, название которому «Кольцо мыслей», и посвящено картине В.А. Солянова «Лабиринт». Созерцание этого полотна привело Никиту к размышлениям о человеческом сознании и подсознании, о судьбах нашей страны, о сущности мира и его философских составляющих.

Потрясающие цветовые ассоциации, совершенно взрослые раздумья, удивительный язык уже сложившегося человека, тонко чувствующего слово, сразили строгое жюри. Композиция произведения гармонично подчеркивает и название эссе, и художественные особенности абстрактного полотна В. Солянова. Что же символизирует лабиринт? – задумывается конкурсант и дает сразу несколько одинаково верных ответов: «Кольцо первое… Это окно… Окно в мир… Мир сложный и многоцветный… Мир, в котором нет гармонии, но уживаются Добро (красный цвет) и Зло (черный цвет)… Очень часто плохое стремится преобладать (черный цвет доминирует)». Глубокие размышления, оригинальный творческий подход и тонкие наблюдения над действительностью стали отличительными чертами этой работы. 

Эссе «Путешествие во времени: Один день в XIX веке» 13-летней Наталии Поповой из энгельсской Детской школы искусств №4, также завоевавшей гран-при, это проникновенный монолог девочки, побывавшей в удивительном мире, в удивительном городе – Кустодиевске и повествующей об этом событии своей любимой бабушке. Внимательное постижение сути картин Б. Кустодиева ощущается не только в талантливой передаче впечатлений от произведений художника («река цвета меда с молоком», «жемчужно-белые стены и ярко-голубые купола церкви»), но и в умелой имитации языка описываемой эпохи и купеческого сословия, в сказовой форме произведения («а в лавках чем только не торгуют: шалями расписными, тканями разноцветными, коврами ткаными, лукошками берестяными…»).

Третьим произведением, завоевавшим гран-при, стало стихотворение к картине М. Сарьяна «Гора Абул и проходящие верблюды», написанное 13-летней Надей Большаковой, ученицей энгельсской Детской школы искусств № 5. Образный строй стихотворения передает ощущение зноя, величие восточных гор, неспешное шествие верблюдов, «местных тех бродяг»:

Пусть им солнце золотит копыта,

Пусть слепит глаза, печет горбы.

По пути ничто от них не скрыто.

Не свернут верблюды с той тропы.

Но в то же время поэт подразумевает и человеческую судьбу, художественно переосмысливает значение той ноши, которая выпадает на долю каждого живущего: «Им по жизни много дали, трудно // Донести все и не пасть с тоски».

Первое место в младшей возрастной группе получила 11-летняя Саша Соколова из Елшанки, написавшая эссе «Сельская мадонна К. Петрова-Водкина». Это удивительно трогательная работа о картине «Мать», наполненная нежной любовью к собственной маме: «Моя мама говорит мне, что я самое дорогое, что есть у нее. Я очень люблю свою мамочку, а картина мать мне напомнила одну из моих фотографий». От этих слов Саша переходит к творческому анализу произведения, подчеркивая глубокий психологизм полотна, тонко передающего настроение крестьянки. Вспоминая об искусстве эпохи Возрождения, юная исследовательница приходит к выводу, что Петров-Водкин написал лик современной ему богоматери: «Она как будто просит чего-то у Бога. О чем думы этой мадонны? Да, да – именно мадонны, пусть и сельской».
С этими размышлениями перекликается и тема сочинения «Прекрасный образ прошлого» (по картине неизвестного художника «Мадонна с ангелами»), написанного Валентиной Ганаевой, ученицей Детской школы искусств №10, также завоевавшей первое место во второй возрастной группе. Девочка размышляет над композиционным построением картины, подчеркивает глубинный символический смысл каждой детали полотна, останавливает свое внимание на особой форме картины – тондо, говоря о специфике Возрождения, задумывается над проблемами современного мира. Ее пристальное внимание приковано и к двум фигурам в центре полотна: к Мадонне и младенцу. Психологическая трактовка этих образов в сочинении достойна публикации в сборнике научных статей: «Мадонна не видит ангелов, а только ощущает их присутствие. Она погружена в молитву, склонила голову и отрешенно смотрит в пустоту… Взгляд младенца, не по возрасту осмысленный, обращен вверх, на небо…».

Результаты литературной части конкурса позволили сделать вывод о том, что новое, подрастающее поколение посетителей музеев, а, может быть, и будущих искусствоведов, писателей, людей творческих профессий растет талантливым, оригинальным во взглядах, активно интересующимся искусством, историей и неравнодушным к современности.

Ирина Похазникова, научный сотрудник музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.

Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"