A A A

14 апреля – день рождения Виктора Борисова-Мусатова

11.06.2013 11:25:00
Когда стараниями А.П. Боголюбова в 1885 году был открыт Радищевский музей, то этот факт не был единственным проявлением заботы художника о Саратове. В его планы входило также создание художественных мастерских при музее.

Боголюбову не суждено было увидеть второе свое детище: он умер за год до открытия Саратовского художественного училища в 1896 г. В результате учебы ряда учеников в этом училище в художественной культуре Саратова возникло такое явление, как «саратовская школа» художников. А так как саратовская живопись не знала ни классического, ни передвижнического периодов, «саратовская художественная школа» вошла в мировое искусство как оригинальное и неповторимое явление.

Самыми знаменитыми представителями саратовской живописи стали Б.Э. Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, П.С. Уткин и К.С. Петров-Водкин. Что же объединяло их творчество?

Во-первых, все перечисленные художники в своей живописи творили свой собственный мир, в который «не проникали житейские громы». Это был мир тишины, покоя, гармонии, которую несет природа.

Второй момент, объединяющий живописцев «саратовской школы», связан с тем импульсом, который они получали от волжского или саратовского пейзажа. Саратовская природа вошла в их творчество цельной и возвышенной, сохраняя для своих героев не только природную среду, но и атмосферу определенной духовности. И, наверное, справедливо утверждение, что едва ли эти художники были такими же, если бы не родились на саратовской земле. Иначе говоря, именно она была источником их творческих исканий.

Родоначальником школы был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905). В его искусстве впервые выявились те черты, которые отличают наследующих ему мастеров.

У В.Э. Борисова-Мусатова, 135–летие которого отмечалось 14 апреля 2005 года, создание собственного глубоко субъективного мира воплотилось в образах опустелых помещичьих домов, прудов и парков, (картины «Гармония», «Водоем», «Призраки», «Осенняя песнь», «Осенний мотив»). Его открытия в использовании цвета, формы, композиции стали открытиями в мировой художественной культуре.

Живописной манерой Мусатова был воспринят импрессионизм, но сама переработка его носила отпечаток его светлой и поэтической личности. В экспозиции Радищевского музея он представлен характерными произведениями различных этапов своего творчества: здесь и совсем ранний, пронизанный мягким свечением, перламутрово-голубоватый «ВЕСЕННИЙ ЭТЮД», и откровенно импрессионистические, солнечные этюды к «ЖАТВЕ», и «КАВКАЗСКИЙ ЭТЮД», и работы, навеянные усадебно-парковыми ансамблями Саратовского края, воскрешающие поэзию «прекрасного былого», такие как «ДЕВУШКА НА БАЛКОНЕ»(1900) и «КАВАЛЕР, ЧИТАЮЩИЙ СТИХИ»(1900).

В этих последних вещах импрессионистическая распыленность цвета, выступает уже преображенной, обретает декоративность.

«Мусатов был одним их первых и наиболее последовательных наших импрессионистов – и один из первых преодолел этот импрессионизм во имя созерцания более обобщенного и лирического», - писал Я Тугенхольд. Самой значительной работойхудожника в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева является «ОСЕННИЙ МОТИВ» 1899 года. 

Как-то раз, когда я вела экскурсию, ко мне подошел посетитель, явно из деревенских, и сказал: «Дочка, отведи меня к картине, где двое сидят, и сказать им друг другу нечего». Это просто высказанное мнение как нельзя лучше характеризует эмоционально-образный строй произведения.

На картине на фоне старого сада, падающих листьев, старой обветшалой беседки сидят мужчина и женщина. Они принадлежат иной, не современной Мусатову эпохе. На мужчине костюм XVIII века, на женщине кринолины платье 1840-х годов. Импрессионистический подход к натуре создает некий единый тон работы: цвета желтых и красных листьев, голубой костюм мужчины дают рефлексы на белое платье женщины.

Цветовая гармоничность произведения, тем не менее, несет отчетливое настроение невозможности счастья и гармонии, что достигается «осенними» красками пейзажа, разобщенными, подавленными позами действующих лиц. Образ былого оказывается у Мусатова приблизительным и непрочным, почти эфемерным, как недоступны прошлые чувства героев, буквально подавленных возникшим между ними отчуждением.

Воссоздание собственного внутреннего переживания придает особую плавность и певучесть линиям, общую неяркость колориту. Творимый мир прекрасен и гармоничен, но и он полон духовного разлада и несовпадающих чувств. Отсюда – удивительный, ни с чем не соотносимый мотив работы – мотив уходящей любви и недостижимости истинной гармонии для реального человека.

Надежда Гришина

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"