A A A

Картина В.Э.Борисова-Мусатова "попала в историю..."

06.06.2013 10:38:00
Атрибуции произведений искусства часто происходят неожиданно, как и все открытия. Но идентификация музейного предмета не просто возвращение авторства или имени произведению, но и восстановление истории предмета, а может и рождение новой истории. Вот такая история недавно родилась в стенах Чувашского государственного художественного музея и напрямую связана с картиной нашего замечательного земляка, художника Виктора Борисова-Мусатова. Об этой истории нам рассказала Анастасия Григорьева, зав.сектором информационных ресурсов ЧГХМ.

В коллекции Чувашского государственного художественного музея находится женский портрет кисти З.Е. Серебряковой. В музей, портрет поступил в 1979 году под названием "Портрет дочери композитора Э.Ф. Направника". Однако, сотрудниками эта атрибуция не была подтверждена и с тех пор произведение находилось в постоянной экспозиции русской живописи как "Женский портрет". 

К исследованию этого произведения вернулись лишь в 2003 году. Как обычно это и бывает, все пришлось начать заново. Были проведены повторные изучения, в частности, по родословной Направников.

У русского дирижера и композитора Эдуарда Францовича Направника (1839-1916) было три сына - Александр, Владимир, Константин, и две дочери - Ольга и Варвара. Образы двух дочерей запечатлены на фотографиях, опубликованных в книге В. Направника "Эдуард Францович Направник и его современники". Но при проведении визуального сличения образа на портрете из ЧГХМ с фотографиями обеих дочерей сходства ни с одной из них обнаружить не удалось. Тогда встал вопрос: если модель, изображенная на портрете Серебряковой, не дочь композитора Э.Ф. Направника, то кто она? У сотрудников Чувашского художественного музея возникло предположение, что портретируемая все же была как-то связана с домом Направников. Чтобы это проверить было решено провести дальнейшие исследования ближайших родственников композитора. Визуальное сличение привело к неожиданным результатам. Сходство было обнаружено с невесткой Э.Ф. Направника, женой его сына Владимира Эдуардовича Марией Георгиевной Направник, урожденной Рыдзевской (1882-1967). Но фотография с предполагаемой моделью Серебряковой была очень нечеткая, по ней невозможно было с точностью рассмотреть все детали ее лица и с полной уверенностью говорить о тождестве модели. Однако при сличении внешних особенностей был найден ряд общих черт. На фотографии была даже похожая прическа, хотя ее нельзя считать достаточно весомым аргументом, так как подобная манера укладывать волосы была весьма распространена в начале XX века. Характерный овал лица, высокий лоб, тонкие брови, небольшой рот позволяли предположить, что моделью является именно Мария Георгиевна Направник. Но для того чтобы считать атрибуцию законченной этого было недостаточно.

Толчком для продолжения исследования явилась любопытная деталь в живописном произведении. На портрете, за моделью, на стене располагается картина. Ее идентификация могла бы дать дополнительную информацию о месте создания портрета и, соответственно, о его владельцах. Стилистика пейзажа, изображенного на картине Серебряковой, сразу предположила авторство Виктора Борисова-Мусатова. Поиск изображения этого пейзажа по каталогам не дал существенных результатов, и работа была отложена на несколько лет.

Однако, ситуация изменилась в мае 2006 года. На аукционе Sothebys появилось произведение аналогичное исследуемому по композиции и цветовому решению. При обращении к каталогам аукциона выяснилось, что это действительно произведение В.Э. Борисова-Мусатова, названное "Последний день" (1903 г. Бумага, пастель). Из каталога стало известно, что эта картина была приобретена в 1903 году сыном Эдуарда Направника, Владимиром Направником у самого художника и хранилась с тех пор в собрании семьи. Вероятно, что портрет З. Серебряковой был написан в комнате его дома или квартиры в Петербурге. В пользу этого свидетельствует и домашний халат на правом плече женщины. Эти факты подтвердили предположение о принадлежности портретируемой к дому Направников, а в частности, к семье Владимира Эдуардовича Направника, и еще раз свидетельствовали в пользу предполагаемой модели.

Нам приятно сообщить, что осенью 2008 года выйдет научный сборник со статьей самой Анастасии Григорьевой, в которой она подробно представит ход своего увлекательного исследования.

Вроде бы настала пора сдавать дело в архив, но оказывается, что на этом история не заканчивается. Благодаря выложенному в сети Интернет полному собранию работ Чувашского государственного художественного музея сотрудники музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея), которые постоянно отслеживают в сети все материалы, связанные с творческим наследием мастера, обнаружили эту интересную находку. И картина З.Е. Серебряковой “Портрет М.Г. Направник" дала им новые материалы при изучении работ самого Борисова-Мусатова. Но это уже другая история, которую, как мы надеемся, в ближайшее время они нам обязательно расскажут.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"