A A A

"И поп Иван возложит нам на головы венцы..." К истории свадебных фотографий К.С. Петрова–Водкина из фондов Хвалынского художественно-мемориального музея

21.12.2016
Автор:  Белозерова Светлана Васильевна

В основном фонде одного из филиалов Радищевского музея - художественно-мемориальном музее К.С. Петрова–Водкина, хранятся две свадебные фотографии художника и его жены, сделанные в один день (28 августа 1910 г.) после венчания во время приезда на родину в Хвалынск. 

К.С.Петров-Водкин женился поздно, объясняя свое затянувшееся одиночество “странной способностью быстро и сильно привязываться к людям, но также скоро уходить от них” (1) . 

В одном из писем матери художник писал: “Может быть, прав один газетчик, который сказал о моем Орнине (герой пьесы К.С. Петрова–Водкина “Жертвенные”) – что он любит человечество, но не любит людей – может быть, я и есть таков!” (2). 

В апреле 1906 года, наконец–то, осуществилась давняя мечта К.С. Петрова–Водкина – “работать по живописи” (3) во Франции. За время пребывания в Париже он вырос в отличного рисовальщика. Но жизнь в Париже не радовала молодого человека: “Неизвестно почему – настроение в большинстве случаев неважное. Париж совершенно не забавляет – ни своей огромностью, ни движением” (4) . 

На пороге тридцатилетия К.С.Петров–Водкин был по-прежнему одинок, и это сильно тяготило его. Только вера в свои силы и надежда, что “вот–вот я найду что-то, какую-то красоту в жизни, выхвачу из всего безобразия жизни какую-то тайну и дам ее людям; и в добрые минуты я и сам, более чем, всё верю в это, только эта вера и помогает мне выносить мое всегдашнее одиночество” (5). 

Заграничная поездка закончилась бы гораздо раньше, если бы не произошла перемена в личной жизни К.С.Петрова–Водкина. Под Парижем в местечке Фонтонэ–о–Роз он поселился в недорогом пансионе. Дом был увит цветущими розами, которые росли повсюду. Хозяйка пансиона Жозефина Йованович сдавала жилье. Художнику из России предложили очень светлую комнату с двумя окнами в сад. Домашняя обстановка, доброжелательное отношение обитателей дома благотворно подействовали на К.С.Петрова–Водкина, тосковавшего по уюту. А знакомство с одной из дочерей хозяйки пансиона – Марой, изменило дальнейшую его судьбу. 

Художник каждый день ездил в Париж в Академию Коларосси, а вечером за ужином рассказывал о родине и о себе. И постепенно за три месяца, которые он пробыл там, молодые люди сблизились. Небольшая разлука (К.С.Петров–Водкин на несколько дней уезжал в Бретань на море) только усилила нахлынувшие чувства. После поездки на море, где Кузьма Сергеевич сильно загорел и вволю накупался, он вернулся в Париж, снял мастерскую с комнатой для жилья и работы. Обустроившись на новом месте, молодой человек вновь встретился с Марой. Художник попросил у девушки разрешения написать ее портрет. Во время одного из сеансов он сделал ей предложение стать его женой. В ноябре 1906 года в дружеском кругу молодые отпраздновали гражданскую свадьбу, расписавшись в Мэрии, и переехали жить в Париж. В апреле–июне 1907 года К.С.Петров-Водкин совершил путешествие по Северной Африке, откуда писал жене: “Ты первая заполнила одиночество моей жизни… Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал… Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь” (6) .
Летом 1910 года К.С.Петров–Водкин с молодой женой приехал в Хвалынск, где хотел обвенчаться с Марой в Хвалынской церкви. Но из-за разных вероисповеданий (Мара – католичка, Кузьма Сергеевич – православный) священник отказывался их венчать. Тогда художник за нарушение канона обещал сделать роспись для церкви. 28 августа 1910 года в Крестовоздвиженской церкви состоялось венчание. Число “28” Петров–Водкин с тех пор считал своим счастливым числом. Обещанную роспись – “Распятие Христово” он выполнил позже (не сохранилась). 

Мара, став женой художника, взвалила на себя тяжелое бремя – оставаться в тени гения, подчинить свою жизнь служению таланту.
Дочь Петровых–Водкиных – Елена Кузьминична Дунаева вспоминала: “Мама близко и остро чувствовала искусство отца, его творческие и повседневные заботы. Часто она была “камертоном”, к которому отец очень внимательно и доверительно прислушивался” (7). 

В разлуке с женой Кузьма Сергеевич сильно тосковал по любимой, писал ей письма на французском языке: “Думаю о тебе и о своей работе – это все, что у меня есть. Хочу передать тебе немного моей веселости, а когда я печален, мне хочется быть подле тебя, подле твоего сердца и сидеть там тихо-тихо, чтобы забыть все мои печальные думы… Я рад, что у меня есть моя Мара, мой маленький товарищ, моя гордая и честная жена, которая с полной доверчивостью входит в мою необычную и тяжелую жизнь. Знай, что ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях… Я нашел свою Эвридику!” (8)
Художник на протяжении всей своей жизни писал портреты жены – спокойное интеллигентное лицо, доброжелательный взгляд. В молодости Мара не раз служила ему моделью. 

Прожили Петровы–Водкины 32 года, пережили многие житейские тяготы. После смерти мужа Мария Федоровна (так ее называли в России) написала прекрасные воспоминания “Мой великий русский муж…”, где тепло и сердечно описана их долгая совместная жизнь. Жена художника П.В. Кузнецова – Елена Михайловна Бебутова писала в письме к Маре: “Вашу работу о Кузьме Сергеевиче мы, конечно, прочли с большим интересом и искренно восторгались не только его мыслями, но и тем, как Вы хорошо и литературно составили всю книгу… Какое счастье, что у Кузьмы Сергеевича такая была чуткая и художественно-восприимчивая жена” (1957 год). (9) М.Ф. Петрова–Водкина в 1950-е годы передала в дар Хвалынску коллекцию документов, фотографий, вещей, графических и живописных произведений мужа (всего около 90), многие из которых составили экспозицию художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина.
Знакомясь с семейной стороной жизни художника, невольно вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери: “Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении”. 

Союз Кузьмы Сергеевича с Марой строился на духовном фундаменте, цементирующим составом которого была любовь. 




Источники:

1. К.С. Петров–Водкин. Письма. Хвалынский Художественно-Мемориальный Музей. Фонд 1, оп.1, ед.хр. 92, стр.56.
2. Там же, стр.58.
3. Там же, стр. 59.
4. Там же, стр. 60.
5. Там же, стр.61.
6. Е.Н. Селизарова. Петров–Водкин в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. СПб. 1993, стр.60.
8. К.С. Петров–Водкин. Письма. Хвалынский Художественно-Мемориальный Музей. Фонд 1, оп.1, ед.хр. 92, стр.74. 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"