A A A

Студентами СГУ найдена домовая роспись в Поповке

21.12.2016
Автор:  Бородина Валентина Ивановна

В начале августа 2009 года в Хвалынском районе студенты филологического факультета Саратовского Государственного университета имени Н.Г.Чернышевского собирали фольклор. В селе Поповка Хвалынского района они обнаружили пустующий дом с сохранившейся росписью в интерьере.

Сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея), которым студенты показали видеозапись, сделанную в доме, были удивлены этим открытием. Ведь образцов русской домовой росписи сохранилось очень мало. Гораздо больше специалистам известно о расписных украинских хатах. Однако и у русского народа издавна существовал обычай украшать дома росписью.

К сожалению, в угоду менявшимся вкусам многие росписи были закрашены и, как писал Б.Шергин, «исконная красота старинного быта была выветрена сквозняком века сего <…> «прогресс и цивилизация» яростно устремились на отцовские уклады жизни», поэтому до наших дней дошли единичные образцы.
Именно с таким и встретились в Поповке студенты. Владельцы этого дома, интервьюируемые ими на предмет истории села и устного народного творчества, рассказали, что дом им принадлежит с 1933 года, с тех пор, как прежние владельцы были раскулачены и выселены из Поповки.

Росписи, по бытующей в селе легенде, были выполнены в начале 1910-х годов художниками-иконописцами, которые расписывали сельскую церковь во имя Николая Чудотворца, возведенную в те же годы в Поповке взамен сгоревшей Покровской.
Возможно, художники квартировали в этом доме во время работы над росписями церкви и таким образом расплатились с хозяевами за гостеприимство. В пользу такого предположения говорят два религиозных сюжета над «красными» окнами в «мужской» части светлицы – Херувим и Георгий Победоносец, в изображении которых чувствуется сложившаяся в течение десятилетий манера, перекликающаяся с широко бытовавшей в Поволжье крестьянской народной иконой. Но, возможно, мастерами, давшими сказочную жизнь простому крестьянскому дому, были представители красильного или малярного отхожих промыслов. К сожалению, роспись дома безымянна и с полной уверенностью ответить на этот вопрос сложно.

Что представляет собой роспись сельского дома? Ею выделены наиболее важные и выразительные его части. Изба разделялась на углы в соответствии со сложившимися функциональными зонами. Стены передней комнаты окрашены в голубой цвет, потолок – в белый. «Красный» угол – место приёма гостей, был обозначен монументальным, с треугольным фронтоном, украшенным растительным орнаментом из стилизованных цветов и листьев, киотом. Именно над окнами рядом с красным углом изображены Херувим и Георгий Победоносец, охраняющие место встречи внешнего пространства за окнами и внутреннего.
Жилище представляло собой замкнутое пространство, в котором человек чувствовал себя в безопасности. Здесь же над киотом на потолке изображение в круге летящего орла, символизировавшего власть, силу, мужество, долголетие и мудрость. В простенках между окон – традиционная композиция – причудливые вазоны с удивительными растениями, которые тянутся из них по стенам, придавая этой части интерьера праздничность, напоминая о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. На простенке изображение так называемого «сада в банках» - комнатного растения, которое поливает женщина, с цветами, напоминающими тюльпаны.

Кутный угол (куток) возле печи, или «середа», - место работы женщины-стряпухи, чуть дальше от печи - место зыбки для ребёнка, прикрепляемой к кольцу на потолке, где в круге-венке изображение женщины в красном платье с цветущими ветками в руке, осеняющей его сверху. Она всегда была перед глазами и в какой-то степени замещала лежащему в зыбке ребёнку мать, которая «вечно в колесе труда». Когда-то круги и розетки символизировали солнечное или огненное начало и служили защитой от всякой скверны. И хотя магическое значение этих знаков было забыто, они использовались как любимый орнаментальный мотив. На перегородке, разделяющей комнаты, на фоне деревьев с сидящими на них фантастическими птицами, изображён добродушный лев – страж – покровитель людей, проживавших в доме. Он возлежит на берегу ручья. Народный художник наделил льва осмысленным и выразительным «лицом», похожим на человеческое.

В соседней «розовой» горнице, служившей хозяевам вероятно спальней, выполнены композиции с крупными мотивами и сюжетными изображениями: на розовом фоне цельной, без окон стены, противоположной входу выделяется стадо белых гусей с пастухом-подростком на фоне стройных деревьев с зелёными пушистыми кронами. Композиция строится на свободном ритмическом равновесии и поражает тонким декоративным чутьём: пользуясь ограниченным числом красок, порой – тремя-четырьмя, мастер умел достигать звучности цвета и даже своеобразной изысканности цветовых сочетаний. Здесь же изображения дерева с пластично раскинутыми ветвями и ещё одного дерева в кадке между окнами. Думается, что роспись в интерьере была связана с темой райского сада, прекрасной солнечной страны. Такое красочное окружение должно было благотворно влиять на обитателей дома, скрашивать их нелёгкую жизнь.

Росписи органически связаны с размерами, формой и функциями декорируемой плоскости. По всей вероятности, её делали сразу, без предварительной разметки. Сначала на плоскость наносили основные контуры, далее в соответствии с замыслом их расцвечивали локальными тонами: оранжево-красным – цветы, золотисто-охристым – льва, белым – гусей, чёрным – птиц. По подмалёвку наносили чёрный контур, а формы моделировали пробелами. Таким образом, мастер совместил графическое начало, традиционное для народного творчества с живописной манерой. Изображение «уплощается», теряя свою объёмность, и не «прорывает» поверхность стены. Светлый колорит, обилие розового, голубого и белого создавали атмосферу тепла и уюта и вместе с тем отражали представления крестьян о добре, красоте, благополучии.
Этот дом даёт живое представление о том, как русский крестьянин украшал своё жилище, позволяет заглянуть в его духовный мир, в мир его знаний, его фантазии, в мир особенно любимых и бережно хранимых образов, характерных для Поволжья. Вновь обращаясь к Шергину, можно заключить: «в дедовский наш быт с его неповторимой красотой нам уже не влезть… Но над этим бытом вечно пребывало зиждительное Творчество, вечно пребывала Мысль и Мудрость», поэтому естественное желание музейщиков и краеведов, познакомившихся с домовыми росписями – сохранить их, создав в этом доме музей народного быта.
Глава Администрации Хвалынского района В.В.Ермаков, присоединившийся к «десанту» из краеведов, гостей города, высадившемуся в Поповке, поддержал идею музея народного быта. В последние годы в Поповке идёт, хотя и медленнее, чем бы хотелось, восстановление церкви Николая Чудотворца.
Уже возведены купола, строится колокольня. Вместе с будущим музеем она могла бы составить замечательный ансамбль. Дело за малым: выкупить дом у владельцев и включить его в туристический маршрут. 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"