A A A

Когда говорят портреты. (К 135-летию со дня рождения художника И.А. Елатонцева)

16.12.2016
Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

22 ноября 2008 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) открылась выставка произведений Иллариона Автономовича Елатонцева. 

Хвалынск – город, который щедро взращивает таланты. Он подарил миру К.С. Петрова-Водкина. С Хвалынском своими корнями и творчеством связаны и другие замечательные художники. Среди них Илларион Автономович Елатонцев – мастер живописного портрета, педагог, зачинатель движения, получившего спустя столетие название «Хвалынские пленэры». 

И. А. Елатонцев – коренной хвалынец, родился в 1873 году в семье садовода. Родители, старообрядцы, крепкие хозяева, хотели, чтобы их единственный сын унаследовал огромный сад, продолжил семейное дело. Но Илларион мечтал совсем о другом. Вероятно, встречи с местными монахами-иконописцами, восхищение их работой, явились, как и в случае с К.С. Петровым-Водкиным, первым звеном в художественном развитии Елатонцева, подтолкнули к серьезному решению – учиться живописи. В начале 1890-х годов он едет в Астрахань, где с января 1891 Павлом Алексеевичем Власовым открыт класс рисования. Власов подготовил в студии, из которой выросло художественное училище, теперь носящее его имя, немало талантливых художников. Самые известные – Б.М. Кустодиев, И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Вместе с ними у Власова занимался и Илларион Елатонцев.

В годы учебы летние месяцы Илларион Елатонцев проводил в родном Хвалынске. Сюда, в дом своих родителей, Елатонцев пригласил друзей по астраханскому художественному кружку. В 1897 году в Хвалынске работали И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Б.М. Кустодиев и П.А. Власов. Елатонцевы жили в южной части города, на самой окраине. Дом родителей художника стоял в саду. С восточной веранды открывался вид на Волгу с ее островами. С противоположной стороны своими высотами манили горы. «Сами того не подозревая, являли они собой пример нового поведения человека в хвалынской природе, - напишет впоследствии о Елатонцеве и его гостях В.В. Поляков. – Не будет отныне ни одного теплого сезона, чтобы не маячила фигура с этюдником в хвалынском пленэре». Илларион Елатонцев добился своей цели – поступил в Высшее художественное училище Академии художеств в Петербурге, правда, не в мастерскую Репина, как мечтал, а в класс пейзажиста Киселева. Но авторитет Репина в эти годы был так силен среди студентов Академии, что и в творчестве Елатонцева пейзаж уступит место портрету.

В 1905 году Елатонцев был вынужден оставить учебу в Академии. Художник и краевед, директор Хвалынского краеведческого музея Ф.Г. Пичиенко, знавший художника в его последние годы жизни в Хвалынске, отмечает в своих воспоминаниях: «Бунтарь Ларион Елатонцев принял активное участие в студенческих манифестациях революции 1905 года и был исключен из Храма Искусства». Илларион Автономович не был фанатиком-революционером, но всегда выступал за справедливость. Главарей сходки было решено отчислить из Академии и сослать в солдаты, но вступился Репин – решение смягчили, последовало только отчисление.

Илларион Елатонцев посещал Педагогические курсы при Академии Художеств, по окончании которых получил свидетельство 2-го разряда на право преподавать рисование в средних учебных заведениях. Он преподавал в петербургских частных школах: в учебном заведении 1-го разряда М.А. Валаевой (1909), реальном училище Г.Г. Ягфельда (1911). Елатонцев входил в «Общество учителей рисования», учрежденное при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Основные члены ОУР образовали в 1909 году «Художественно-педагогический кружок». «Елатонцев участвует в работе II съезда педагогов, проводит вместе с коллегами циклы лекций по вопросам преподавания классического и современного искусства. 1910-е годы в жизни Елатонцева насыщены общественной деятельностью и стремлением к профессиональному росту» (Р.А. Захарова. «Портрет коллекционера»). Живя в Петербурге с середины 1890-х по 1918 год, Елатонцев никогда не прерывал связи с родным Хвалынском . Период между двумя революциями – 1905 и 1917 года – самый плодотворный в творчестве художника. Активная преподавательская деятельность не позволяла ему свободно заниматься живописью во время учебного года, а вот летом в Хвалынске наступал для Елатонцева подлинный «пир» красок и образов. В эти годы художником написаны лучшие его работы: «Портрет И.С. Горюшкина-Сорокопудова» и «Автопортрет», портреты родителей и дочери, «Портрет П.Захаровой с сыном» и «Портрет Н.М. Касаткиной». 

Горюшкина-Сорокопудова Елатонцев представил в образе путника, который свободно бродит среди хвалынских холмов: художник ищет натуру, впитывает в себя впечатления жизни, чтобы, осмыслив их, выразить на холсте. Спустя несколько лет Елатонцев вновь обращается к пленэрному портрету – в этот раз к «Автопортрету». Художник изображает себя на террасе родительского дома, на фоне любимой Волги. Чувствуется теплое дыхание лета. Пространство насыщено зеленью, трепетом теней, игрой солнечных рефлексов. Серьезность и в то же время умиротворенность читаются во взгляде серых глаз под нависшими бровями. Здесь, в родном городе, зрелому художнику хорошо работается, думается. В эти же годы в Хвалынске Елатонцев выполняет и заказные портреты. 1914 годом датирован «Портрет Павлины Захаровой с сыном Колей» воспевает красоту женщины-матери. Жизнеутверждающее начало портрета хорошо раскрыто светлым мажорным колоритом, построенным на звучном цветовом сопоставлении охристых, зеленых, синих, красных красок. Свет, свободно льющийся в окно за спиной модели, окутывает фигуру матери. А лица женщины и малыша освещены другим источником света, находящимся спереди справа. Он для зрителя не видим, и создается ощущение внутреннего сияния, которое как бы исходит от лучистых карих глаз молодой матери, от ее мягких каштановых волос, от жемчужно-прозрачной кожи лица и ручек младенца, завернутого в белоснежную пеленку. Этот портрет позволяет вспомнить первых учителей Елатонцева – иконописцев - и их влияние на творчество художников начала XX века. Яркий женский характер нашел свое выражение в «Портрете Н.М. Касаткиной». С портрета на нас смотрит женщина сильная, уверенная в себе. Цветистость национального костюма не заглушает, а оттеняет привлекательность лица. Непринужденная поза, слегка приподнятый подбородок, смелость во взгляде характеризуют портретируемую. В этой работе Елатонцева исключительная жизненность и психологическая глубина образа, великолепная лепка формы соединяются с живописным богатством. Лицо передано крупными объемами. Интенсивный красный цвет косынки, теплый тон лица и открытой шеи, румянец щек звучат определенно и сильно. К наибольшим творческим удачам Елатонцева следует отнести портреты его родителей. На портрете матери льющийся из окон свет отражается на дощатых стенах горницы и на белоснежных высоко взбитых подушках – гордости хозяйки. Мать сидит у стола, покрытого красной скатертью, руки матери благоговейно касаются страниц старинной религиозной книги. Художник изображает старообрядку Устинью Ивановну во время самого важного и любимого дела – чтения псалмов. Нарядная шаль туго сколота под подбородком. Из-под шали чуть виднеются кружевные рукава белой блузки. Все аккуратно, сдержанно, прибрано. В позе, во взгляде модели торжественность, но лицо спокойно, не напряжено. В облике модели ничего от фанатизма и бунтарства боярыни Морозовой, но та же уверенность в истинности своей веры и сила духа. Значение исторического документа в настоящее время приобрел и великолепный по живописному решению «Портрет родителей» Елатонцева. Портрет глубоко раскрывает мир навсегда ушедшей патриархальной эпохи. В углу перед киотом сидят старые люди. Художник с огромной теплотой и любовью пишет образы дорогих ему людей. Фигура отца - Автонома Елатонцева - фронтальна, в ее статичности чувствуется основательность и сила портретируемого. Трехчетвертной поворот головы и плеч матери придает ее образу внутреннюю динамику. Эта, на первый взгляд, тихая, покорная жена, вероятно, обладала сильным характером, с ее мнением считались и муж, и сын. Лицо и узловатые натруженные руки отца почти полностью в тени. Лицо же и руки матери в свету. Жест ее правой руки как бы говорит: слушай, старик, Святое писание, соблюдай все заповеди. Мужчина – это материальная опора семьи. Духовная же основа – женщина, ее вера - безусловная, истовая, глубокая. С большим мастерством создан и «Портрет отца». Художник пользуется очень лаконичными композиционными средствами, контрастным колористическим звучанием, несколькими штрихами передавая характер портретируемого. Выразителен высокий лоб старика, склонившегося над столом. Рукой, более привыкшей к черенку лопаты, чем к карандашу, старый садовод что-то высчитывает или вычерчивает на листке бумаги. Вероятно, это какие-то хозяйственные расчеты. Обобщенный же смысл произведения видится так: мудро и правильно ты рассчитал свою жизнь, старик, прожив ее в труде, в согласии с природой и с самим собой. В 1918 году, спасаясь от голода, Елатонцев с женой приехали в Хвалынск. Илларион Автономович преподавал рисование и черчение сначала в гимназии, а затем в средних школах.

В начале 1930-х годов художником был создан акварельный портрет К.С. Петрова-Водкина. Наверное, он был написан во время поездки Елатонцева в Ленинград. На протяжении многих лет художники поддерживают приятельские отношения: встречаются во время приездов Кузьмы Сергеевича в Хвалынск, переписываются. Елатонцев не оставляет надежды перебраться в Ленинград. Петров-Водкин в письме к матери в декабре 1936 года писал: «Нынче летом Елатонцев с Надей приезжали в Ленинград. Нас в городе не было – потому он нас не повидал. Думал было он перейти на работу сюда, да, кажется, невозможность устроиться с квартирой не позволяет ему это осуществить». Так и не смог Илларион Автономович вырваться из Хвалынска, здесь он останется до конца своей жизни. А жить приходилось туго. Дом и сад родителей национализировали, с конца 1920-х годов Елатонцевы скитались по съемным и казенным квартирам. Заказов на портреты в эти голодные годы не было. Зарплаты учителя едва хватало на самое необходимое. Как вспоминает один из учеников Иллариона Автономовича художник Г.И. Лбов, Елатонцевы держали корову, причем сам глава семейства и доил буренку, и ухаживал за ней. По словам Г.И. Лбова, Илларион Автономович был хорошим учителем: деликатный, сдержанный. Те, кто увлекался рисованием, много от него получили: он знакомил с техникой акварели, работой с натуры, рассказывал о художниках. Валентина Николаевна Челинцева, самая способная ученица Елатонцева, в годы учебы в Саратовском художественном училище и после, приезжая в Хвалынск, приходила к учителю, рассказывала ему о своих успехах и достижениях. В 1935 году Елатонцев выполнил «Портрет В.Ф. Орехова». Это одна из лучших его графических работ. Елатонцеву удалось создать очень теплый и выразительный портрет художника, друга, светлого, отзывчивого человека. Гибкая и точная линия, фиксирующая пластику головы, сочетается с коротким штрихом и растушевкой, мягко моделирующими объемы лица. Внимательный, глубокий, умный взгляд светлых глаз говорит нам о сердечной теплоте и человечности модели. Решенный минимумом усилий и средств, портрет поражает убеждающим сходством, жизненностью и художественной законченностью. 

Завершают творческий путь Елатонцева портреты фронтовиков, участников Великой Отечественной войны. Художник в этих произведениях создает образы мужественных защитников Отечества, настоящих победителей – молодых, сильных, отважных. Художнику уже более 70-ти лет, нет прежней уверенности и свободы в живописи, но сохранилось стремление воплотить образ героя своего времени, отстоявшего родину в схватке с жестоким врагом.

Умер Елатонцев 3 апреля 1950 года. Он ушел из жизни последним из яркой плеяды живописцев, которые составили хвалынский круг К.С. Петрова-Водкина.

Художественное наследие И.А. Елатонцева невелико. Наверное, многое из того, о чем он мечтал, отправляясь в Петербург в Академию художеств, не сбылось. Общественные бури, жизненные обстоятельства внесли свои коррективы в его творческую биографию. Возможно, и сам художник по характеру был не очень цепким, пробивным, напористым. Имя Илларион в переводе с греческого означает – «тихий, радостный». Таким Елатонцев и предстает в воспоминаниях тех, кто знал его: скромным, сдержанным, замкнутым, но очень доброжелательным, светлым человеком. Не сохранилось ни писем, ни автобиографических записок художника, всего несколько фотографий, в основном коллективных. И все же след, который художник оставил на своей родной земле, очень значителен и значим. О Елатонцеве рассказывают его работы и ученики. «Тайна претворяемого материала», поразившая когда-то в детстве Петрова-Водкина, заворожила и Елатонцева. Он постигал эту тайну у лучших педагогов – П.Власова, И. Репина – а затем на протяжении многих лет передавал секреты мастерства своим ученикам. Традиции «золотого века» живописи – каким стали для Хвалынска 1900-1910-е годы - продолжаются в творчестве С. Серова. Именно этот художник создает сейчас летопись нашего города. А среди своих учителей он называет учеников И.А. Елатонцева - Г.И. Лбова и В.Н. Челинцову. Семена, посеянные талантливым художником и педагогом, упали на благодатную почву и дали добрые всходы.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"