A A A

Бруни Ф.А. Моление о чаше. 1836. Цикл «Выставка одной картины»

27.04.2017
Автор:  Приклонская Вероника Викторовна - заведующий отделом

  • Бруни Ф.А. "Моление о чаше"
28.04.2017  —  14.08.2017

Евангельская сцена в Гефсиманском саду, расположенном у склона Елеонской горы, получила название «Моление о чаше», основываясь на ветхозаветном образе чаши как символе страданий и испытаний, выпадающих по воле Бога на долю народа или человека.

«О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» - в словах молитвы Иисуса Христа и отчаяние, и надежда, и смирение перед волей Божией. Неумолимое приближение времени тяжелейших земных испытаний: гонений, предательства, презрения, душевных и физических мук - повергает душу Иисуса в смятение и ужас. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». (Евангелие от Луки; 22:39-44)

Сюжет моления говорит о двойственной природе Христа. Божественная сущность влекла Иисуса к жертвенности, повелевала принять страдания во имя спасения людей. Человеческая же находилась в страхе перед мученической смертью на кресте. Этот глубоко трагический, вызывающий сопереживание момент имел в истории искусства бесконечное множество интерпретаций. Традиционно он включал, с большей или меньшей степенью выявления подробностей, следующие характерные элементы: коленопреклоненный Христос, парящий ангел с чашей в руках, спящие у подножия холма трое учеников и идущие вдали римские стражники с Иудой. В эмоциональном состоянии Спасителя художники показывали растерянность и мольбы о помощи, страх и надежду, отчаяние и покорность судьбе.

Трагическое одиночество – главная тема картины «Моление о чаше» Фёдора Антоновича Бруни (1801-1875), одного из крупнейших представителей русской академической школы I половины XIX столетия. Его имя стоит рядом с именем великого Карла Брюллова, с которым он учился в Академии художеств. Гигантское полотно Бруни «Медный змий» (565 × 852 см; самая большая картина в русской исторической живописи!) и «Последний день Помпеи» Брюллова называли «колоссами русской живописи». Десятилетиями они висели рядом: сначала в залах императорского Зимнего дворца, потом – в экспозиции Русского музея. Наряду с «Медным змием» картина последней молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду были самыми популярными произведениями Бруни в дореволюционное время.

Душевное смятение читается в идеально прекрасных чертах лица Иисуса Христа на картине «Моление о чаше». Ночная мгла поглотила все лишние подробности, отвлекающие от главного – горячей молитвы Спасителя, пытающегося обрести в ней силы. Его монументальная фигура, выделенная потоком света на фоне темного пейзажа, видится спокойной и величественной. Руки, безвольно положенные на камень, говорят о смирении. И только взор, полный отчаянной мольбы, выдает внутреннее волнение и страх. Но сияющая в небе чаша, терновый куст, вьющийся по камню позади Христа, и занимающаяся заря нового дня не дают надежды.

Яркая выразительность образа сделала эту работу художника чрезвычайно популярной среди современников. «Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры в альманахе «Утренняя заря». Повторял знаменитую композицию и сам Бруни. Вариант из собрания Радищевского музея был создан художником для алтаря церкви св. Екатерины Императорской Академии художеств, в стенах которой он получил блестящее образование и ректором которой он был течении нескольких лет.

Картина была отреставрирована в 2016 году художником–реставратором Радищевского музея Ириной Владимировной Абрамовой. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"