A A A

П.В. Кузнецов «На Пресне в годы войны». Выставка одной картины в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина

05.04.2016
Автор:  Пондина Елена Эдуардовна

  • П.В. Кузнецов. «На Пресне в годы войны». 1940-е годы
06.04.2016  —  31.05.2016
В преддверии праздника Победы в Великой Отечественной войне Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в рамках проекта «Выставка одной картины» экспонирует работу выдающегося живописца П.В. Кузнецова (1878-1968) «На Пресне в годы войны» (1940-е, холст, масло. 71х80,5). Картина поступила в собрание Хвалынского музея в 1971 году от СГХМ им. А.Н. Радищева.
С самых первых дней Великой Отечественной войны Москва стала центром обороны. Массированными воздушными налётами Гитлер намеревался посеять панику среди населения и даже уничтожить город с воздуха. Всего за годы войны ВВС Германии произвели 141 налёт на Москву, в которых участвовало около 8 тысяч самолётов, но к городу прорвалось лишь 229. Войска ПВО в отдельные дни 1941 года уничтожали по 30-40 самолётов. Подвигу защитников неба столицы посвящена картина П.В. Кузнецова «На Пресне в годы войны».
В октябре 1941 года, когда все явственнее стала угроза захвата столицы фашистами, Павел Кузнецов отказался покинуть Москву. Вместе со своей супругой Е. М. Бебутовой они остались в постепенно пустеющем городе и продолжали работать над живописными полотнами. На их картинах тех лет можно увидеть улицы военной столицы, самолеты между боевыми вылетами, парашютные десанты, лица людей, отправляющихся на фронт.
На картине «На Пресне в годы войны» запечатлен один из эпизодов защиты Москвы. Боевой расчёт зенитного орудия на фоне залитого солнечным светом городского пейзажа. Зритель видит приготовившуюся к боям Москву. В изображении зенитчиков использована фризовая композиция, фигуры даны вплотную к зрителю, в повторяющихся движениях, но достаточно условно, они почти лишены объёма. Динамикой цветовых сочетаний и ритмом линий автору удалось передать подлинное движение, устремленность защитников отстоять небо над родной столицей. В глубине слева чуть намечены ряды противотанковых ежей, за ними в сиреневой дымке городские строения. Излюбленная для художника форма холста, приближающаяся к квадрату, и половину композиции, как во многих более ранних работах, занимает небо над городом, разработанное в изысканных сочетаниях мягко мерцающих и вибрирующих цветов. Известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов вспоминал: «Я видел Павла Варфоломеевича в 1941 году, когда на Москву сыпались фугаски, видел и другие тяжёлые периоды его жизни, - он никогда не терял бодрости духа. Глядя на него, люди обретали душевное равновесие, какое обретают и теперь перед его холстами». В этом произведении, как и прежде, цвет является основным элементом художественного языка П.В. Кузнецова. «Я утверждал всегда, что живопись без цвета не живопись. Мне всегда казалось, что живопись должна быть нежной, ясной, светлой, звучно-сильной, радостно обострённой…», - отмечал сам художник в автобиографии. В этом зеленовато-голубом кузнецовском тоне и мягко сияющем колорите картины передана убежденность автора в неизбежности победы над врагом.

Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 5 (17) ноября 1878 года в Саратове в семье «живописных и иконописных дел мастера» В.Ф.Кузнецова, у которого он получил первые художественные навыки.
Учился в Рисовальной школе при Саратовском обществе любителей изящных искусств (1891-1896), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904) у А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, Л.О.Пастернака и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина, где подружился с К.С. Петровым-Водкиным.
П.В. Кузнецов испытал большое влияние творчества В.Э. Борисова-Мусатова. Вместе со своими друзьями организовал в училище художественное содружество, названное позднее «Голубая Роза». Сотрудничал с журналами «Искусство», «Золотое руно», путешествовал по России и Западной Европе, выполнил ряд декоративных росписей. Член художественных объединений «Мир искусства» (с 1910), «Свободная эстетика» (1907-1917), «Осенний салон» (с 1906).
В 1908-1912 совершал поездки в киргизские степи, в 1912 посетил Бухару, в 1913 – Ташкент, Самарканд. Впечатления от этих путешествий сформировали стиль и творческие взгляды художника. В 1913-1914 работал над эскизами панно для Казанского вокзала. В 1914-1915 сотрудничал с А.Я.Таировым в Московском Камерном театре.
После революции был Членом Коллегии и Отдела ИЗО Наркомпросса (1918-1924), совершил множество поездок по стране. Член-учредитель и председатель объединения «4 искусства», заслуженный деятель искусств РСФСР (1929). В 1917-37, 1945-48 гг. преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах. Три последних десятилетия жизни не переставал активно работать, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Часть этих работ находится в собрании Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева и в собрании Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина.

«Мы всегда с радостью узнаём среди других картин работы Кузнецова по мудрой проникновенности и детскому простодушию, с каким в них ведётся живописное повествование, по гармоничным сочетаниям форм, по бережному прикосновению кисти к холсту, по изысканным сочетаниям звонких красок» (М.В. Алпатов).

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"