A A A

Выставка одной картины к Году России - Австрии. РОБЕРТ РЮСС «Венский лес»

17.11.2015
  • Рюсс Р. "Венский лес"
10.10.2015  —  30.01.2016

РЮСС, РОБЕРТ

1847, Вена – 1922, Вена

ВЕНСКИЙ ЛЕС. 1877

Холст, масло. 75 х 99

Справа внизу подпись и дата: Robert Rüß 1877

Почти все западноевропейские мастера XIX века, работы которых хранятся в собрании Радищевского музея, были современниками А.П. Боголюбова. Пейзаж «Венский лес» - один из немногих, который принадлежит кисти европейского художника более позднего поколения.

Роберт Рюсс является одним из самых признанных пейзажистов Австрии последней трети XIX-первой трети XX века, представителем австрийского имперссионизма. Он родился в семье художника, продолжил, как и его брат, семейную традицию. Его первым учителем живописи был отец, художник Франц Рюсс, а затем, в 1861- 1868 гг, в Венской Академии художеств, Альберт Циммерман. Талант Роберта Рюсса рано получил высокую оценку современников - уже во время учебы в Академии он успешно выставляется в австрийском союзе художников, а через два года после ее окончания замещает учителя в качестве преподавателя пейзажной живописи.

Роберт Рюсс был очень воприимчив к новым веяниям в искусстве, на протяжении творческого пути его живописная манера неоднократно менялась. В 1869 году, на международной выставке в Мюнхене, он познакомился с живописью художников барбизонской школы. Особое впечатление на него произвели Теодор Руссо (1812 - 1867) и Диаз де ла Пенья (1809-1876)). Это влияние определило манеру австрийского мастера на целое десятилетие – его произведения 1870-х годов отличаются сияющим колоритом и особым интересом к передаче эффектов солнечного света, пробивающегося сквозь густую листву. Картина из Радищевского музея – типичное произведение этого периода.

Венский лес – любимое место отдыха жителей Вены, одна из самых популярных тем в творчестве австрийских поэтов, композиторов, художников. Рюсс изобразил дубовую аллею в солнечный день, скорее всего, после полудня. Видимо, это самое начало осени, сентябрь – трава и листва деревьев уже пожелтели, приобрели бронзоватый оттенок, создавая контраст яркой голубизне неба, проглядывающей сквозь белые облака. Солнечный свет «заливает» дубовую аллею, играет на стволах, пробивается сквозь густую листву могучих деревьев.

Величественный пейзаж, построенный в теплой золотистой гамме, оживляется множеством гуляющих жителей в разноцветных одеждах. Выстраивая планы по диагонали, художник ведет взгляд зрителя в направлении справа налево - от могучего дерева, в даль центральной аллеи, а также в глубину леса, где солнечный свет выхватывает из полумрака цветные пятна одежд.

Художник показывает здесь самых разных представителей венского общества. Все персонажи очень колоритны. Справа, ближе всех к зрителю, с блаженным видом сидит, прислонившись к стволу дуба, мужчина простонародного вида. Он курит, с наслаждением выпуская облачко сиреневатого дыма, рукава рубашки и брючины закатаны, рядом лежат снятые башмаки. Чуть дальше, молодая пышная девушка с простоватым круглым лицом, видимо, гувернантка с детьми. На ней красивое красное платье, скорее всего, доставшееся ей от хозяйки, платок на плечах, зонтик от солнца в руке. Она что-то объясняет трем девочкам в нарядных белых платьишках и белых шляпках. Позади этой группы под деревом стоит лоточник с товаром, далее – дама, прикрывающая веером лицо от солнечных лучей. Чуть левее, прямо на земле, уселись две простолюдинки с детьми. Малышей они держат на коленях, а девочки постарще сидят рядышком и плетут венки. Девочки, как и курильщик, сняли ботики. Еще дальше от зрителя, ближе к левому краю, художник изобразил несколько «благородных» парочек и семейств с детьми. Кто-то гуляет спокойно, а кто-то выясняет отношения. Так, элегантная дама в голубом платье с белой отделкой и белой сумочкой быстро идет, явно не желая общаться со своим спутником. Он - мужчина во фраке и цилиндре, с тросточкой, заглядывая даме в лицо, что-то пытается ей объяснить. Все подобные сценки они очень выразительны, надолго притягивают взгяд зрителя.

Художник моделирует форму широким мазком, вовсе не стремится прописывать отдельные детали и черты лица. Однако ему при этом удается передать и особенности внешности, и характеры персонажей.

Картина из Радищевского музея показывает, что Роберт Рюц не только замечательный пейзажист, но и прекрасный мастер жанровых сцен. Дубы с могучими кронами создают ощушение торжестванности и величия, а выразительные фигурки людей, гуляющие в этом вековом лесу, наполняют его своей праздничной суетой.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"