Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Кружка с единорогом. Германия, Вестервальд. Около 1700 . Цикл “Выставка одного экспоната”

05.02.2019
Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Каменная масса, рельеф, соляная глазурь, роспись кобальтом. В.13,5  Поступление: в 1885 от А. П. Боголюбова
01.02.2019  —  04.04.2019
В наступившем году Радищевский музей отмечает 195-летие своего основателя Алексея Петровича Боголюбова. Практически все разделы собрания в своем первоначальном виде были сформированы им. От А.П. Боголюбова поступила и большая часть предметов немецкой керамики из так называемой «каменной массы».
Сегодня мы представляем вниманию зрителей первый из них. 

Каменная масса – особый вид керамики, наряду с фарфором, фаянсом, майоликой. Внешне массивные изделия из этого материала гораздо сильнее отличаются от фарфора, чем фаянс, и кажутся полной противоположностью тонким и изящным фарфоровым предметам. Однако каменная масса по своим физическим характеристикам ближе всего именно к фарфору. Только два этих материала имеют плотный, почти без пор, черепок, получаемой благодаря высокой температуре обжига (1300оС – каменная масса, 1800оС – фарфор), поэтому водонепроницаемы и устойчивы к воздействию кислот. Названию «каменная масса» соответствует и внешний вид изделий – сосуды кажутся высеченными из камня, и по своей прочности сравниваются с металлом. Расписывались они по-сырому, единственной краской, которая не выгорала при такой высокой температуре – окисью кобальта, дающей в итоге красивый синий цвет. Во время обжига в печь забрасывалась поваренная соль, которая в его процессе оседала на стенках, делала их эстетически привлекательными и в то же время гигиеничными. Отсюда происходит еще одно, бытующее в обиходе название – «соляная керамика». 
 
Массивной «каменной» керамикой Германия прославилась не меньше, чем тончайшим мейсенским фарфором. Не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с пивной кружкой в руке. 

Первые сосуды, богато декорированные рельефом, которые уже по праву можно назвать художественными изделиями, появились в XV столетии, своего расцвета это производство достигло в XVI - XVII веках.

Самые ранние кружки и кувшины музейного собрания датируются концом XVII века. К этому времени относится и «Кружка с единорогом», изготовленная, как большинство таких предметов, в регионе Вестервальд, на юго-западе Германии, богатом залежами глин высокого качества.
 
Подобные массивные цилиндрические пивные кружки (хумпен) бытуют в нашем обиходе до сих пор. Первые «хумпен» XVI века были узкими и высокими, их высота в два раза превышала диаметр основания, однако в течение XVII столетия происходит сближение этих размеров. 
 
Поверхность нашей кружки разделена на три части. Сверху и снизу мы видим узкие фризы из геометрических фигур – ромбов, по центру – широкий фриз из рокальных картушей с бегущим единорогом – мифическим зверем, изображения которого были особенно популярны в конце XVII века.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"