A A A

Реставрация графики А.П. Боголюбова

08.07.2016
Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной работе

  • Боголюбов А.П."Дюркгейм"

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря (Москва) – старейшая государственная реставрационная организация России, образованная в 1944 году. Отдел реставрации произведений графики был создан в 1948-м, но первые графические листы реставрировались уже с момента её создания. Специалистами этого отдела ежегодно реставрируются более трёхсот произведений оригинальной и печатной графики. Рисунки и гравюры, отреставрированные в стенах знаменитого Центра, хранятся во многих музеях России и ближнего зарубежья. Систематическая работа по подготовке кадров позволила создать графические реставрационные мастерские в центральных и в провинциальных музеях.

Художественный музей в Саратове располагает большим реставрационным отделом, сложившимся ещё в середине 1950-х, объединяющим сегодня специалистов по основным коллекциям, в том числе, редкого для периферийного собрания реставратора графики. Саратовские реставраторы уже нескольких поколений являются учениками «Грабарей», и это – лучшая профессиональная визитная карточка.

Формы сотрудничества Радищевского музея с реставрационным Центром различны: это – подготовка кадров, методическая и консультативная помощь. В 1960–1980-е годы, до появления штатного специалиста, музей неоднократно отправлял графику в Москву. Новой страницей в истории этого сотрудничества стали 2011–2012 годы. Музей не мог не откликнуться на предложение о реставрации в Центре группы сложных графических произведений. Среди них – 35 работ А. П. Боголюбова.

Основатель Радищевского музея Боголюбов, ставший автором его первой экспозиции, определил в ней и место графики, в том числе, своих рисунков и акварелей. Основной её массив находился в трёх залах левого крыла первого этажа исторического здания. В так называемом «Боголюбовском» зале графика экспонировалась и на стенах, в рамах, и в витринах.

Многолетнее экспонирование, продолжавшееся до глобальной реэкспозиции начала 1920-х годов, не могло не сказаться на состоянии сохранности хрупких листов. Основным дефектом большинства работ стало значительное пожелтение бумаги и выцветание красочного слоя. Многие листы были сплошь наклеены на паспарту из бордового бархатного картона. Это привело к сквозному окрашиванию бумажной основы некоторых акварелей и рисунков в розоватые оттенки, искажавшие авторскую цветовую гамму. В тех случаях, когда листы частично отклеились от паспарту или их неудачно пытались размонтировать, образовались серьёзные механические повреждения. Поэтому безопасное хранение многих рисунков Боголюбова весьма проблематично, а экспонирование попросту невозможно без проведения консервационных и реставрационных мероприятий. Распрямление измятой бумаги, долив утраченных участков бумажной основы, устранение изломов и сгибов, подклейка разрывов, укрепление обветшавших фрагментов путём дублирования, ослабление желтизны и удаление пятен превращают неблагополучный фондовый предмет в привлекательный музейный экспонат.

Своеобразным отчётом об итогах годовой работы художников-реставраторов графики ВХНРЦ являются проходящие в Москве выставки под общим названием «Сохраняя культурное наследие». В декабре 2012-го в Государственном центральном музее современной истории России (ул. Тверская, 21), была открыта выставка «Сохраняя культурное наследие: акварели и рисунки А. П. Боголюбова из собрания Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева после реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря». Столичные зрители могли увидеть графические листы А.П. Боголюбова из фондов старейшего общедоступного художественного музея страны, отреставрированные специалистами Центра Беляковой И.С., Березиным Ю.С., Дунаевой О.В., Евстроповой Т.А., Исайкиной А.Ю., Костеревой Н.А., Куприяновой М.О., Мымриной Е.В., Проскуриной А.В., Савковой Ю.В., Серёгиной Е.А., Темериной О.С.

Учитывая большой интерес к этой теме, данная выставка показывается в Саратове уже во второй раз. Экспозиция дополнена представленными в витринах листами Боголюбова, отреставрированными музейным специалистом А.Н. Коневцевой. Реставратор графики 1-ой квалификационной категории, она прошла, начиная с 2000 года, долгую школу стажированиия в отделе реставрации произведений графики ВХНРЦ под руководством Н.А. Костеревой. Её руками, освоившими профессиональные процессы не только для печатной графики, но и для сложных оригинальных техник, в том числе пастелей, выполнены необходимые реставрационные и консервационные мероприятия на более чем двухстах музейных экспонатах. Реставрация работ А.П. Боголюбова была осуществлена ею как в стенах музея, так и во время стажирования в отделе графики ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. 

До реставрации
После реставрации

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"